Чаллыда «Китапханә диктанты» узды (0+)

Май аенда Чаллы шәһәре китапханәләре «Китапханә диктанты» бөтенроссия агарту акциясенә кушылды. Әлеге акция җәмәгатьчелек игътибарын китапханәләргә, аларның ресурсларына җәлеп итү, шулай ук яшьләр арвсында китапханә һөнәрен популярлаштыруга юнәлдерелгән. 
Диктант ел саен Гомумроссия китапханәләр көнендә онлайн-тест форматында үткәрелә. Әлег ечараша әзерләнү кысаларында китапханәчеләр үз укучылары өчен, китапханә һәм китап эше тарихы турында сөйләп, һәм шулай ук шәһәр китапханәләре тәкъдим итә торган мөмкинлекләр һәм ресурслар белән таныштырып, бик күп кызыклы чаралар уздырды.

Шәһәр үзәк китапханәсенең яшь укучылары «Рус теле чишмәләре» дигән тарихи сәяхәттә булды. Балалар славян язуының барлыкка килүе белән танышты: глаголица һәм кириллица; аларга нигез салучылар; рус алфавитындагы үзгәрешләр; кызыклы фактлар. Рус теленә багышланган табышмакларны чишеп, мәкальләрнең мәгънәләрен аңлатып, үзләренең зиһенлелекләрен күрсәтә алдылар.
«Ватанны саклаучыларга багышлана» квизында катнашучылар россия армиясе тарихы буенча үз белемнәрен күрсәтә һәм үзләре өчен яңа фактлар ача алды. Чара үз эченә биш мавыктыргыч турны алды: «Хәрби һөнәр», «Аз гына тарих», «Серле агент», «Интеллектуаль көрәш» һәм «Укыганда авыр…». Һәр этапта уенчылар үзләренең белем һәм күнекмәләрен күрсәтә, белемнәр туплый алды. Укучылар укымышлылыкларын, игътибарлылыкларын һәм зирәклекләрен күрсәтте. 

Үзәк балалар модель китапханәсендә  «Китаплар илендә» бәйге-уен программасы узды. Балалар яңартылган китапханә буйлап мавыктыргыч экскурсия кылды, үзләре өчен яп-яңа мәгълүмат технологияләре һәм заманча сервислар дөньясы ачты. Яшь кунакларны ишек янында каршы алып торган дустанә робот Робин төп сюрприз булды. Чарада балалар беренче китапларның барлыкка килү тарихы, басма сүзгә сакчыл мөнәсәбәт турында кызыклы мәгълүматлар белән танышты һәм китапханә ресурсларын ничек дөрес куллану турында киңәшләр алды. 

Сотрудники библиотечно-информационного центра № 1 организовали для своих читателей библиотечный дворик «День библиотек – праздник для всех!». Внимание посетителей привлекала площадка, красочно украшенная шарами и предоставленными книгами буккроссинга «Прочитал сам – передай другому». Из выступления библиотекаря участники познакомились с интересными фактами из истории библиотек и высказывали свои мнения о роли книги в их жизни. Ребята и взрослые приняли активное участие в викторине «Знатоки литературы», познавательно и интересно прошли для них конкурсы, игры. Далее гости имели возможность ознакомиться с новинками книг и периодическими изданиями, поступившими в фонд библиотеки. Желающие могли взять понравившуюся книгу для домашнего чтения.

В библиотеке-филиале № 1 была проведена экскурсия «Библиотека знакомая и незнакомая», в ходе которой состоялось знакомство любителей книг с библиотекой. Читатели посмотрели, как расположены книги, какие есть разделы, где хранятся газеты и журналы. Библиотекарь помогла разобраться читателям с такими понятиями, как «книжный фонд», «читальный зал» и другими, напомнила основные правила поведения в библиотеке, правила обращения с книгой и многое другое.

Библиотечный урок «Словарные забавы» был организован в библиотеке-филиале № 3. Библиотекарь рассказала об энциклопедиях, справочниках, словарях и о способах поиска в них нужного материала с использованием иллюстративного материала. Большое внимание было уделено словарям, которые необходимы каждому грамотному человеку. Ребята познакомились со словарями, которые имеются в библиотеке, научились правильно ими пользоваться. Учащиеся узнали, что их подразделяют на два основных типа: энциклопедические и языковые.  В ходе мероприятия ребята участвовали в занимательных конкурсах, таких как «В компании со словарем», «Грамотеи», «Редактор», «Найти значение». Здесь ребята смогли показать свои навыки работы со словарями русского языка. К мероприятию была подготовлена книжная выставка «Словарь раскрывает секреты».

В библиотеке-филиале № 5 прошел библиотечный урок «Книга и ее создатели». Юные читатели отправились в захватывающее путешествие по истории книгоиздания. Ребята узнали о тернистом пути изобретения бумаги, о том, как люди веками искали способы запечатлеть свои мысли и знания. Они проследили эволюцию книги, начиная с самых древних времен, когда послания высекались на камнях, и заканчивая современными печатными изданиями. Участники мероприятия с интересом изучали, из каких материалов изготавливались книги в разные эпохи: от глиняных табличек и папирусных свитков до пергамента и, наконец, бумаги. Они узнали, как менялась форма и содержание книги, как развивались технологии печати, какие профессии принимают участие в создании книги и как книга стала доступной для широкого круга читателей. Библиотечный урок позволил ребятам не только расширить свои знания об истории книгоиздания, но и по-новому взглянуть на книгу как на ценный источник информации и культурного наследия.

В библиотеке-филиале № 6 состоялась дискуссия  «Читать или не читать?» о значении чтения и роли книг в современной жизни. Нужны ли нам сегодня книги? Какую роль они играют в жизни человека сейчас? На эти и другие вопросы аудитория попыталась найти ответ, подробно рассмотрев аргументы за и против чтения. Также участники мероприятия узнали интересные факты о пользе чтения и его влиянии на мозг человека. Обсудили понятие «книжного дресс-кода», на примере классических произведений Э.М. Ремарка, Ш. Бронте, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.

Сотрудники библиотеки-филиала № 8 провели воркшоп «Читать или не читать?». На мероприятии ребята обсуждали, чему отдать свое предпочтение: книге, компьютеру, телевизору, планшету. Библиотекарь привела аргументы в пользу чтения и представила книги для подростков современных отечественных писателей. Они узнали о том, что сейчас на смену бумажному каталогу в современных библиотеках приходит электронный каталог, который через специальную компьютерную поисковую систему помогает читателю осуществлять поиск нужных книг и статей. Дети познакомились с официальным сайтом библиотеки и узнали, как через «Электронный каталог» можно находить книги, которые они хотели бы прочитать.

Виртуальная экскурсия «Самые необычные библиотеки мира» состоялась в библиотеке-филиале № 10. Ребята с удовольствием разглядывали здания библиотек из разных стран, которые напоминают НЛО, горы в джунглях, книжные полки, курортный отель, черный бриллиант, крепость и много других потрясающих зданий как внутри так и снаружи. Не обошли вниманием и самые крупные российские библиотеки, а также библиотеки Татарстана. После экскурсии по необычным библиотекам мира ребята, с удовольствием ответили на вопросы книжной викторины и разгадали кроссворд о книгах и библиотеке.

В библиотеке-филиале № 11 для подростков организовали деловая игра «Библиотека и новое поколение: с книгой в будущее». На время мероприятия, обе команды перевоплотились в сотрудников библиотеки библиотекарей и библиографов, представили себе, что они работают в библиотеке. И от того, насколько правдиво и достоверно им удалось это сделать зависела их победа в конкурсах: «Библиографический анонс», «Увлекательная библиография», «Справочники, словари – нам помогут всё найти!», «Справочно-библиографический аппарат библиотеки – ключ к поиску информации», «Конкурс находчивых и смекалистых». В процессе игры они познакомились с новейшими информационными ресурсами и возможностями библиотеки, ее современным состоянием и оснащением, сайтом библиотека-челны.рф

Библиотечный урок «Книги бывают разные» для дошкольников прошел в библиотеке-филиале № 12. Ребята узнали, что печатные книги состоят из обложки, суперобложки, переплёта, книжного блока и корешка. Что книги бывают большие и маленькие, красочные и не очень яркие. Детские книги могут быть особенными: очень большими, с клапанами, окошками или игровыми элементами. Далее сотрудники библиотеки напомнили юным читателям правила обращения с книгой и провели викторину «Мультпарад». Дети с энтузиазмом угадывали своих любимых героев по песням и крылатым фразам, вместе с ними пели и танцевали. Полистали книги, по которым сняты мультфильмы.  

Сотрудники библиотеки-филиала № 13 провели библиотечный урок «Структура книги». В ходе мероприятия школьники узнали о конструктивных элементах книги: обложке и суперобложке, какие сведения о книге написаны на титульном листе. Ребята познакомились с новыми терминами «предисловие», «аннотация», «послесловие», «оглавление». Ребята научились различать понятия «обложка» и «переплёт» и узнали, что на некоторые книги одевают суперобложку и насколько важными бывают сведения, помещаемые в предисловии и послесловии. Завершилось мероприятие викториной, с помощью которой дети закрепили пройденный материал.

Библиотечный урок «Что мы знаем о библиотеках и книге?» для самых маленьких читателей организовали в библиотеке-филиале № 14. Дети отправились в удивительную страну под названием «Библиотека». Они узнали, что раньше библиотеку называли «Храмом мудрости» и «Аптекой для души». Библиотекарь рассказала о самой древней библиотеке царя Ассирии Ашшурбанипала, в которой хранились глиняные книги. Дети посмотрели видеоролик о самых больших и маленьких библиотеках мира. Особый интерес у дошколят вызвал рассказ о книгах-гигантах и книгах-лилипутах. В познавательной игре «Что любит книжка?» ребята показали свое умение бережно обращаться с ней. В конце мероприятия библиотекарь рассказала о самых интересных, новых книгах, которые есть в библиотеке.

В библиотеке-филиале № 15 состоялся квиз «Самые начитанные». Квиз состоял из семи раундов. В раундах «Угадай книгу по обложке», «Перевертыши», «Верю – не верю», «Музыкальный», «Кто есть кто?», «Крылатые выражения» и «Вопрос-ответ» ребята вспомнили интересные факты из жизни и творчества известных писателей, отгадали цитаты и афоризмы из книг, определили авторов и названия произведений.

Сотрудники библиотеки-филиала № 16 провели для первоклассников познавательный час «От глиняной таблички к печатной страничке».
В ходе мероприятия ребята познакомились с историей создания книги от древнейших времен до наших дней. Узнали о том, что люди писали на камнях, воске, шелке, бересте, а книги были не только из бумаги, но еще из глины, бамбука, папируса, пергамента, а самые древние книги, сохранившиеся до наших дней – это наскальные рисунки. Присутствующие побывали в таких странах, как загадочный Древний Египет, Древняя Греция, удивительный Древний Китай, Германия и родная Русь. Участники встречи посмотрели видео сюжеты, где рассказывается, как изготавливали в старину папирус, пергамент, как сейчас изготавливают бумагу на бумажном комбинате. Библиотекарь рассказала детям, об Иоганне Гуттенберге и создании им первого печатного станка, а также о первой печатной книге. А еще ребята узнали о тяжелом труде писцов, о дороговизне рукописных книг, познакомились с жизнью первопечатника Ивана Фёдорова, и с первой русской печатной книгой «Апостол».

Квест «В погоне за книгой» организован сотрудниками библиотеки-филиала № 17. Читатели отправились в путешествие по страницам любимых книг, где каждая остановка — это новая головоломка. Гостей встретила Баба-яга, загадала сказочные загадки, поиграли в веселые игры на свежем воздухе. Проходя все станции, ребята вспоминали героев сказок, знакомились с новыми книгами и авторами, разгадывали тайны волшебной корзинки Бабы-Яги, находили скрытые подсказки в книгах. С радостью поиграли в музыкальную игру «Угадай мелодию». В конце игры ребята раскрыли тайну мудрости Бабы-Яги – ум и знания получает из книг.

В библиотеке-филиале № 23 прошел библиотечный урок о словарях и энциклопедиях «В них вся вселенная живет!». Из рассказа библиотекаря ребята узнали, когда и где были обнаружены первые труды энциклопедического характер, когда в России отмечен рост издания словарей и справочников, как называлась первая детская энциклопедия, какой вклад внесли в создание словарей В.И. Даль и С. И. Ожегов. Была продемонстрирована электронная презентация «Виды энциклопедий и словарей». Библиотекарь объяснила правила пользования словарями и энциклопедиями. В практической части мероприятия участникам были даны задания для работы с энциклопедиями и словарями. Библиотекарь провела игры «Собери слово», «Выбери словарь». Завершилось мероприятие обзором книг одноимённой книжной выставки. Ребята узнали, какие словари и энциклопедии имеются в фонде библиотеки.

Для самых маленьких читателей – дошкольников сотрудники библиотеки-филиала № 24 провели библиотечный урок-игру «В библиотекари пойду — пусть меня научат!».  В игровой форме дети узнали особенности библиотечной работы и освоили важные навыки обращения с книгами. Дети научились самостоятельно вписывать свои имена в читательский формуляр. Творческая часть мероприятия включала «книжную поликлинику», где юные «библиотекари» учились ремонтировать поврежденные книги. Под руководством сотрудника библиотеки дети освоили простые приемы реставрации. Результатом урока-игры стало не только знакомство с библиотечной культурой, но и формирование бережного отношения к книгам. Дошкольники получили первые навыки работы с печатными изданиями и поняли важность сохранения книжного фонда.
С 27 мая стартовало онлайн-тестирование «Библиотечный диктант», включавшее в себя вопросы различной степени сложности. Участники тестирования смогли проверить свои знания о библиотечном деле и открыть для себя удивительные факты о мире книг. После его завершения они активно делились впечатлениями, обсуждая, что им удалось легко, а что вызвало трудности. 

ЦДБ Диктант2
ЦДБ Диктант1
ОКО диктант
ОИ Диктант
ДЮО Диктант
12ф Диктант

Участие во всероссийской акции «Библиотечный диктант» стало не только возможностью проверить свои знания, но и замечательным поводом для встречи с книгами, библиотекой и другими читателями.
Городские библиотеки Набережных Челнов с радостью поддержали эту инициативу и надеются на дальнейшее участие в подобных мероприятиях.

#пишубиблиотечныйдиктантНОМБ

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Поделиться: