Улица Каюма Насыри



К.НасыриУлица Каюма Насыри находится в пос. Сидоровка г. Наб.Челны.

Габделькаюм Габдулнасыров – Каюм Насыри (1825-1902) –  выдающийся татарский учёный-этнограф, литератор, педагог, просветитель. Родился 2 февраля 1825 года в деревне  «Верхние Ширданы»  заволжской части Зеленодольского района.

Судьба Каюма Насыри была во многом предопределена семейной историей и традициями, замечательным примером его предков. Каюм от природы был очень любознательным, все азы грамоты ему дал отец. Затем, освоив основы грамоты и веры в деревенском мектебе, он по совету отца в 1841 году уезжает в Казань в медресе при пятой соборной мечети, где тогда преподавал их земляк и давний друг Ахмед бин Сагит аш-Ширдани. Этот священнослужитель был известен не просто как прирожденный педагог и талантливый ученый, но и как прогрессивный имам, убежденный сторонник религиозного реформатора Г. Курсави. Учеба под началом такого человека помогла Каюму развить природную любознательность и критическое мышление. За короткое время он освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек к изучению русского языка. Вероятно, в поисках живого общения и литературы Каюм познакомился с представителями русской интеллигенции и православными миссионерами, которые вскоре сами предложили одаренному мусульманину занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище.

С 1855 по 1871 год он становится преподавателем в Казанском духовном семинарии и Казанском духовном училище, таким образом, он приобщает будущих служителей христианских православных церквей к татарскому языку, культуре и истории. С 1879 года К. Насыри занимался творческой и научной деятельностью. Внес вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского языка, его научной терминологии.

В течении своей более чем полувековой деятельности К. Насыри издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям. Первым печатным его трудом был учебник «Синтаксис» (1860). Затем выходят его книги по разным отраслям знаний, литературные произведения.

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей — своего рода заменителя татарской периодической печати в условиях отсутствия татарской периодики.

Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объемистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Плоды собеседований», вышедший в 1884 г. Это произведение, представляющее собой выражение всей татарской просветительской идеологии, и сегодня имеет огромное воспитательное и научное значение.

В последний год своей жизни Каюм Насыры вернулся обратно в родную деревню, а все свои деньги, которые он заработал, отдал на строительство новой мечети. Умер он в возрасте 78 лет 20 августа 1902 года.

Каюм Насыри стал настоящим кумиром для молодой татарской интеллигенции конца XIX – начала XX века – Г. Тукая, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, Г. Камала и других, стоявших у истоков профессиональной национальной литературы, театра, искусства и науки.