Биография и эпоха

27 января 2026 г. исполнится 200 лет со дня рождения известного русского писателя, сатирика и сказочника Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889).
Будущий писатель родился 15 (27) января 1826 года в многодетной старинной дворянской семье. Он был шестым из девятерых детей потомственного дворянина и коллежского советника Е.В. Салтыкова. Мать писателя, О. М.Забелина, была купеческой дочерью.

В десятилетнем возрасте поступил в Московский дворянский институт – там в своё время обучались Лермонтов,Жуковский, Грибоедов. Именно там Миша Салтыков (тогда ещё без второй фамилии – она ему понадобилась позже, для публикации своих едких сатирических произведений) впервые начал заниматься литературой. Каждые полтора года двое лучших учеников

 Московского дворянского института переводились в Царскосельский лицей, и в 1837 туда переведён и Салтыков.

Со времён Пушкина, который окончил это учреждение в 1817 году М.Е. Салтыков-Щедрин был удивительно талантлив. У него получалось буквально всё, за что бы он ни брался. Он создавал рассказы, романы, очерки, повести, сказки, пьесы… И его произведения не потеряли актуальности до сих пор. В итоге литературный труд принёс ему солидный капитал – наследство его, разделённое между вдовой и двумя детьми, составило немыслимую для тех времён сумму – триста тысяч рублей. Чтобы понять, сколько это составляет на данный момент, надо обратиться к сведениям о средних зарплатах в конце XIX века. Врач в те годы зарабатывал 80 рублей в месяц, квалифицированный рабочий около 50, а, например, губернатор – 1000 рублей в месяц.
Литературную деятельность писатель успешно совмещал с чиновничьей работой, причём о нём отзывались как о человеке сведущем, деятельном и бескорыстном. Его боялись казнокрады и взяточники, и уважали крестьяне, чьи интересы он защищал самоотверженно и нередко в ущерб себе. В качестве примера — отрывок из книги «Господа ташкентцы», ставший известным афоризмом. «Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег… понимаешь? Нет денег, и вдруг ‒ клац! ‒ они есть! ‒ Однако, mon cher, если потребуют уплаты? ‒ картавил Коля. ‒ Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить ‒ ну и опять кредит! Ещё платить ‒ ещё кредит! Нынче все государства так живут». За это высказывание Салтыков-Щедрин поплатился должностью вице-губернатора Рязани. И хотя писатель спрятал замысел в обобщенном псевдониме «господа ташкентцы», в «ташкентце» себя узнал губернатор Рязани, написавший жалобу в Санкт-Петербург, требуя расправы над «вольнодумством»своего заместителя.
Редкая живучесть крылатых фраз Салтыкова-Щедрина – во многом следствие его интересной судьбы, в которой совместилась бурная литературная деятельность с государственной службой. И какой: в 1856‒1857 годах, когда увидели свет его «Губернские очерки», писатель служил чиновником для особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы. Затем, в 1858‒1862 годах, Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани, чуть позже – в Твери. И по роду службы не только был прекрасно знаком с нравами провинциальной публики, но и лично расследовал злоупотребления местных чиновников. Знаменитый писатель, успешный издатель, статский советник (5-й чин Табели о рангах!).