«Библиотечный диктант» прошел в Набережных Челнах (0+)

В мае городские библиотеки Набережных Челнов присоединились к всероссийской просветительской акции «Библиотечный диктант», организованной Новосибирской областной молодежной библиотекой. Данная акция призвана привлечь внимание общественности к библиотекам, к их возможностям и ресурсам, а также популяризовать библиотечную профессию в молодежной среде.
Диктант ежегодно проводится в формате онлайн-тестирования в Общероссийский день библиотек. В рамках подготовки к этому мероприятию библиотекари провели множество интересных событий для своих читателей, рассказывая об истории библиотечного и книжного дела, а также знакомя с возможностями и ресурсами, которые предлагают городские библиотеки.

Юные читатели Центральной городской библиотеки совершили историческое путешествие «Родники русского слова». Ребята познакомились с истоками зарождения славянской письменности: с глаголицей и кириллицей; их создателями; реформами русского алфавита; интересными фактами. Получили возможность проявить свою эрудицию, отгадывая загадки, объясняя смысл пословиц, посвященных русскому языку.
Участники квиза «Защитникам Отечества посвящается» смогли продемонстрировать свои знания и открыть для себя новые факты из истории российской армии. Мероприятие включало в себя пять увлекательных туров: «Военная профессия», «Немного истории», «Секретный агент», «Интеллектуальный бой» и «Тяжело в учении…». На каждом этапе игроки смогли продемонстрировать свои навыки и знания, а также расширили свой кругозор. Ребята проявили начитанность, внимательность и сообразительность.

В модельной Центральной детской библиотеке прошла конкурсно-игровая программа «В Книжной стране». Ребята совершили увлекательную экскурсию по обновленной библиотеке, открыв для себя совершенно новый мир информационных технологий и современных сервисов. Главным сюрпризом стал дружелюбный робот Робин, который встретил юных гостей прямо у входа. На мероприятии дети узнали много интересного об истории создания первых книг, бережном отношении к печатному слову и получили полезные советы, как правильно пользоваться библиотечными ресурсами.

Сотрудники библиотечно-информационного центра № 1 организовали для своих читателей библиотечный дворик «День библиотек – праздник для всех!». Внимание посетителей привлекала площадка, красочно украшенная шарами и предоставленными книгами буккроссинга «Прочитал сам – передай другому». Из выступления библиотекаря участники познакомились с интересными фактами из истории библиотек и высказывали свои мнения о роли книги в их жизни. Ребята и взрослые приняли активное участие в викторине «Знатоки литературы», познавательно и интересно прошли для них конкурсы, игры. Далее гости имели возможность ознакомиться с новинками книг и периодическими изданиями, поступившими в фонд библиотеки. Желающие могли взять понравившуюся книгу для домашнего чтения.

В библиотеке-филиале № 1 была проведена экскурсия «Библиотека знакомая и незнакомая», в ходе которой состоялось знакомство любителей книг с библиотекой. Читатели посмотрели, как расположены книги, какие есть разделы, где хранятся газеты и журналы. Библиотекарь помогла разобраться читателям с такими понятиями, как «книжный фонд», «читальный зал» и другими, напомнила основные правила поведения в библиотеке, правила обращения с книгой и многое другое.

Библиотечный урок «Словарные забавы» был организован в библиотеке-филиале № 3. Библиотекарь рассказала об энциклопедиях, справочниках, словарях и о способах поиска в них нужного материала с использованием иллюстративного материала. Большое внимание было уделено словарям, которые необходимы каждому грамотному человеку. Ребята познакомились со словарями, которые имеются в библиотеке, научились правильно ими пользоваться. Учащиеся узнали, что их подразделяют на два основных типа: энциклопедические и языковые.  В ходе мероприятия ребята участвовали в занимательных конкурсах, таких как «В компании со словарем», «Грамотеи», «Редактор», «Найти значение». Здесь ребята смогли показать свои навыки работы со словарями русского языка. К мероприятию была подготовлена книжная выставка «Словарь раскрывает секреты».

В библиотеке-филиале № 5 прошел библиотечный урок «Книга и ее создатели». Юные читатели отправились в захватывающее путешествие по истории книгоиздания. Ребята узнали о тернистом пути изобретения бумаги, о том, как люди веками искали способы запечатлеть свои мысли и знания. Они проследили эволюцию книги, начиная с самых древних времен, когда послания высекались на камнях, и заканчивая современными печатными изданиями. Участники мероприятия с интересом изучали, из каких материалов изготавливались книги в разные эпохи: от глиняных табличек и папирусных свитков до пергамента и, наконец, бумаги. Они узнали, как менялась форма и содержание книги, как развивались технологии печати, какие профессии принимают участие в создании книги и как книга стала доступной для широкого круга читателей. Библиотечный урок позволил ребятам не только расширить свои знания об истории книгоиздания, но и по-новому взглянуть на книгу как на ценный источник информации и культурного наследия.

В библиотеке-филиале № 6 состоялась дискуссия  «Читать или не читать?» о значении чтения и роли книг в современной жизни. Нужны ли нам сегодня книги? Какую роль они играют в жизни человека сейчас? На эти и другие вопросы аудитория попыталась найти ответ, подробно рассмотрев аргументы за и против чтения. Также участники мероприятия узнали интересные факты о пользе чтения и его влиянии на мозг человека. Обсудили понятие «книжного дресс-кода», на примере классических произведений Э.М. Ремарка, Ш. Бронте, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.

Сотрудники библиотеки-филиала № 8 провели воркшоп «Читать или не читать?». На мероприятии ребята обсуждали, чему отдать свое предпочтение: книге, компьютеру, телевизору, планшету. Библиотекарь привела аргументы в пользу чтения и представила книги для подростков современных отечественных писателей. Они узнали о том, что сейчас на смену бумажному каталогу в современных библиотеках приходит электронный каталог, который через специальную компьютерную поисковую систему помогает читателю осуществлять поиск нужных книг и статей. Дети познакомились с официальным сайтом библиотеки и узнали, как через «Электронный каталог» можно находить книги, которые они хотели бы прочитать.

Виртуальная экскурсия «Самые необычные библиотеки мира» состоялась в библиотеке-филиале № 10. Ребята с удовольствием разглядывали здания библиотек из разных стран, которые напоминают НЛО, горы в джунглях, книжные полки, курортный отель, черный бриллиант, крепость и много других потрясающих зданий как внутри так и снаружи. Не обошли вниманием и самые крупные российские библиотеки, а также библиотеки Татарстана. После экскурсии по необычным библиотекам мира ребята, с удовольствием ответили на вопросы книжной викторины и разгадали кроссворд о книгах и библиотеке.

В библиотеке-филиале № 11 для подростков организовали деловая игра «Библиотека и новое поколение: с книгой в будущее». На время мероприятия, обе команды перевоплотились в сотрудников библиотеки библиотекарей и библиографов, представили себе, что они работают в библиотеке. И от того, насколько правдиво и достоверно им удалось это сделать зависела их победа в конкурсах: «Библиографический анонс», «Увлекательная библиография», «Справочники, словари – нам помогут всё найти!», «Справочно-библиографический аппарат библиотеки – ключ к поиску информации», «Конкурс находчивых и смекалистых». В процессе игры они познакомились с новейшими информационными ресурсами и возможностями библиотеки, ее современным состоянием и оснащением, сайтом библиотека-челны.рф

Библиотечный урок «Книги бывают разные» для дошкольников прошел в библиотеке-филиале № 12. Ребята узнали, что печатные книги состоят из обложки, суперобложки, переплёта, книжного блока и корешка. Что книги бывают большие и маленькие, красочные и не очень яркие. Детские книги могут быть особенными: очень большими, с клапанами, окошками или игровыми элементами. Далее сотрудники библиотеки напомнили юным читателям правила обращения с книгой и провели викторину «Мультпарад». Дети с энтузиазмом угадывали своих любимых героев по песням и крылатым фразам, вместе с ними пели и танцевали. Полистали книги, по которым сняты мультфильмы.  

Сотрудники библиотеки-филиала № 13 провели библиотечный урок «Структура книги». В ходе мероприятия школьники узнали о конструктивных элементах книги: обложке и суперобложке, какие сведения о книге написаны на титульном листе. Ребята познакомились с новыми терминами «предисловие», «аннотация», «послесловие», «оглавление». Ребята научились различать понятия «обложка» и «переплёт» и узнали, что на некоторые книги одевают суперобложку и насколько важными бывают сведения, помещаемые в предисловии и послесловии. Завершилось мероприятие викториной, с помощью которой дети закрепили пройденный материал.

Библиотечный урок «Что мы знаем о библиотеках и книге?» для самых маленьких читателей организовали в библиотеке-филиале № 14. Дети отправились в удивительную страну под названием «Библиотека». Они узнали, что раньше библиотеку называли «Храмом мудрости» и «Аптекой для души». Библиотекарь рассказала о самой древней библиотеке царя Ассирии Ашшурбанипала, в которой хранились глиняные книги. Дети посмотрели видеоролик о самых больших и маленьких библиотеках мира. Особый интерес у дошколят вызвал рассказ о книгах-гигантах и книгах-лилипутах. В познавательной игре «Что любит книжка?» ребята показали свое умение бережно обращаться с ней. В конце мероприятия библиотекарь рассказала о самых интересных, новых книгах, которые есть в библиотеке.

В библиотеке-филиале № 15 состоялся квиз «Самые начитанные». Квиз состоял из семи раундов. В раундах «Угадай книгу по обложке», «Перевертыши», «Верю – не верю», «Музыкальный», «Кто есть кто?», «Крылатые выражения» и «Вопрос-ответ» ребята вспомнили интересные факты из жизни и творчества известных писателей, отгадали цитаты и афоризмы из книг, определили авторов и названия произведений.

Сотрудники библиотеки-филиала № 16 провели для первоклассников познавательный час «От глиняной таблички к печатной страничке».
В ходе мероприятия ребята познакомились с историей создания книги от древнейших времен до наших дней. Узнали о том, что люди писали на камнях, воске, шелке, бересте, а книги были не только из бумаги, но еще из глины, бамбука, папируса, пергамента, а самые древние книги, сохранившиеся до наших дней – это наскальные рисунки. Присутствующие побывали в таких странах, как загадочный Древний Египет, Древняя Греция, удивительный Древний Китай, Германия и родная Русь. Участники встречи посмотрели видео сюжеты, где рассказывается, как изготавливали в старину папирус, пергамент, как сейчас изготавливают бумагу на бумажном комбинате. Библиотекарь рассказала детям, об Иоганне Гуттенберге и создании им первого печатного станка, а также о первой печатной книге. А еще ребята узнали о тяжелом труде писцов, о дороговизне рукописных книг, познакомились с жизнью первопечатника Ивана Фёдорова, и с первой русской печатной книгой «Апостол».

Квест «В погоне за книгой» организован сотрудниками библиотеки-филиала № 17. Читатели отправились в путешествие по страницам любимых книг, где каждая остановка — это новая головоломка. Гостей встретила Баба-яга, загадала сказочные загадки, поиграли в веселые игры на свежем воздухе. Проходя все станции, ребята вспоминали героев сказок, знакомились с новыми книгами и авторами, разгадывали тайны волшебной корзинки Бабы-Яги, находили скрытые подсказки в книгах. С радостью поиграли в музыкальную игру «Угадай мелодию». В конце игры ребята раскрыли тайну мудрости Бабы-Яги – ум и знания получает из книг.

В библиотеке-филиале № 23 прошел библиотечный урок о словарях и энциклопедиях «В них вся вселенная живет!». Из рассказа библиотекаря ребята узнали, когда и где были обнаружены первые труды энциклопедического характер, когда в России отмечен рост издания словарей и справочников, как называлась первая детская энциклопедия, какой вклад внесли в создание словарей В.И. Даль и С. И. Ожегов. Была продемонстрирована электронная презентация «Виды энциклопедий и словарей». Библиотекарь объяснила правила пользования словарями и энциклопедиями. В практической части мероприятия участникам были даны задания для работы с энциклопедиями и словарями. Библиотекарь провела игры «Собери слово», «Выбери словарь». Завершилось мероприятие обзором книг одноимённой книжной выставки. Ребята узнали, какие словари и энциклопедии имеются в фонде библиотеки.

Для самых маленьких читателей – дошкольников сотрудники библиотеки-филиала № 24 провели библиотечный урок-игру «В библиотекари пойду — пусть меня научат!».  В игровой форме дети узнали особенности библиотечной работы и освоили важные навыки обращения с книгами. Дети научились самостоятельно вписывать свои имена в читательский формуляр. Творческая часть мероприятия включала «книжную поликлинику», где юные «библиотекари» учились ремонтировать поврежденные книги. Под руководством сотрудника библиотеки дети освоили простые приемы реставрации. Результатом урока-игры стало не только знакомство с библиотечной культурой, но и формирование бережного отношения к книгам. Дошкольники получили первые навыки работы с печатными изданиями и поняли важность сохранения книжного фонда.
С 27 мая стартовало онлайн-тестирование «Библиотечный диктант», включавшее в себя вопросы различной степени сложности. Участники тестирования смогли проверить свои знания о библиотечном деле и открыть для себя удивительные факты о мире книг. После его завершения они активно делились впечатлениями, обсуждая, что им удалось легко, а что вызвало трудности. 

ЦДБ Диктант2
ЦДБ Диктант1
ОКО диктант
ОИ Диктант
ДЮО Диктант
12ф Диктант

Участие во всероссийской акции «Библиотечный диктант» стало не только возможностью проверить свои знания, но и замечательным поводом для встречи с книгами, библиотекой и другими читателями.
Городские библиотеки Набережных Челнов с радостью поддержали эту инициативу и надеются на дальнейшее участие в подобных мероприятиях.

#пишубиблиотечныйдиктантНОМБ

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Поделиться: