Образ Петра в искусстве

В данном разделе мы постарались собрать примеры живописи, скульптуры касающиеся личности Петра I Великого — существующие портреты, сделанные при жизни императора, а также какие-либо знаменательные события из жизни царя.

Полтавский бой.
Д. Ю, Пантюхин

Война со Швецией меж тем продолжалась, и произошла битва под Полтавой. Этот сюжет многократно описан в литературе и показан в изобразительном искусстве. Россия здесь одержала победу. На картине Пантюхина показан весьма патетично момент боя.

Полтавская битва.
Луи Каравак

Полтавская битва, происходящая в годы Великой Северной войны 1709 г. стала одной из решающих битв с армией Карла XII. Мужественная победа армии Петра Первого привела к перелому в войне со шведами. В результате этого прекратилось господство Швеции, которая в то время была одной из главных и ведущих стран в военной деятельности на территории Европы.

Петр I на строительстве
Санкт-Петербурга.
Георгий Александрович Песис

Важнейшей вехой стало строительство новой столицы – Санкт-Петербурга. Этой теме посвящена картина. Дипломная работа «Петр I на строительстве Санкт-Петербурга» Г. Песиса находится в музее Российской Академии Художеств.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, 1871.
Николай Николаевич Ге.

Интерьер петергофского Монплезира, Петр I и его сын. Государь сидит в багровом бархатном кресле, Алексей Петрович стоит по другой угол стола.
Исторически царевич, отвергая жестокий стиль реформ отца, сбежал в Европу, откуда был возвращен в статусе захватчика власти всея Руси. С ведома отца помещен в Петропавловскую крепость, где скончался от истязаний.

Вечер у Петра Первого.
А. Беглов.

О культурных преобразованиях Петр I начал думать уже после первого приезда из-за границы в 1698 году, но полный расцвет культурной реформы России связан с периодом строительства Петербурга. В новом городе воплотился его идеал военного, административного и морского центра, а также центра культуры. Только в новом городе можно было создать новый быт и новую культуру, ничего не перестраивая.  

Штурм крепости Нотебург
11 октября 1702 года, (1846 г.)

А. Е. Коцебу

Для Московского царства это была крупная потеря. Орешек, незатейливо переименованный новыми хозяевами в Нотебург (Ореховый город), закрыл русским кораблям путь к Балтике, став последней доской, забившей «окно в Европу». Так что Петру I пришлось прорубать его заново, а начинать, естественно, пришлось с бывшей русской крепости, которая уже девяносто лет считалась шведской. Правда, шведы не слишком сильно изменили ее: по сути, единственной новой капитальной постройкой в Нотебурге стала Королевская башня.

Александр Бенуа.
Летний сад при Петре Великом. 1902

На картине изображён исторический эпизод XVIII века, своеобразная художественно-историческая реконструкция давно ушедшего времени. Бенуа влюблён в Петербург прошлого, и с нежностью выписывает малейшие детали быта. На картине с исторической достоверностью изображено общество времён Петра Великого. Видна тщательно подстриженная зелёная изгородь, высоко бьющий фонтан, прекрасная статуя. Высокое перемежается с низменным – опирающимся на лопату садоводом, почтительно снявшим шляпу перед проходящими высокими особами, целой толпой карликов, с нелепыми шпагами в руках. Это картина-открытка, глядя на которую, зритель отчётливо представляет себе летний сад XVIII века.

Александр Бенуа. Размышления
Петра Великого об идее строительства
Санкт-Петербурга на берегу
Балтийского моря. 1916

Фигура Петра Великого, высокая и решительная, гордо и одиноко стоит на берегу. Она вся устремлена вдаль, в будущее, которого никто, кроме самого Петра, не видит. Он увлечен своей мечтой и не замечает ни тяжелых туч, ни холодных волн, ни зябкого ветра. Он видит город мечты, город всей своей жизни.
У пришедших с ним людей нет такой веры и такой силы духа, им холодно и не понятно, что может привлекать государя в этом пустынном, ветреном месте. Благодаря таланту художника, зрителю вдруг приходит мысль о том, что на картине художник изобразил именно тот самый день, когда у царя Петра I возник и принял реальные очертания гениальный замысел о строительстве северного города. 

Алексей Гаврилович Венецианов.
Петр Великий. Основание
Санкт-Петербурга

Картина написана Венециановым А.Г. в 1838 году. Пётр 1 изображён на первом плане, что подчёркивает его могущество и величие. На нём высокие сапоги и тёмно-зелёный костюм из бархата. Вторым планом и немного в стороне стоят придворные, что-то обсуждающие между собой. Вдали можно увидеть небольшую группу трудящихся крестьян, что указывает, насколько они незначительные фигуры для того времени. Пётр задумчив и немного обеспокоен, его что-то насторожило. Об этом говорит нам его встревоженный взгляд, обращённый к лесу и небрежно брошенная на срубленное дерево карта.

Ассамблея при Петре I. 1858.
Хлебовский Станислав

В 1718 году Петр I издал указ об ассамблеях, увеселительных вечерах, ставших непременной принадлежностью обществен-ной жизни Петербурга. Они явились прообразом будущих пышных великосветских балов, которыми славился русский императорский двор. Картина Хлебовского носит историко-бытовой характер. Внимание присутствующих на ассамблее привлечено только что вошедшим гостем, длиннобородым, одетым в старый боярский костюм. Он пытается отказаться от подносимого ему, видимо в качестве штрафа за опоздание, большого кубка с вином. За этой сценой с любопытством наблюдает сидящий за столом Петр I. Справа художник изобразил императрицу Екатерину с одной из дочерей.

Валентин Александрович Серов.
Петр I в Монплезире

Художник начал работу над картиной Петр I в Монплезире, где задумал изобразить императора в спальне, во время утреннего туалета, в тот момент, когда Петр, прильнув к окну, высматривает появившееся на горизонте судно. Манера исполнения данной картины выдает желание Серова достичь портретной убедительности, как если бы историческая картина была для художника явлением, запечатленным с натуры, и обретала бы ценность исторического факта.

Василий Игоревич Нестеренко.
Триумф российского флота

Россия вместе со своим государем пережила много испытаний, поражений и побед, прежде чем произошло событие, изображенное художником на картине «Триумф Российского флота». Окончилась Северная война, был заключен почетный для России Ништадтский мир, основана новая столица государства, сам Петр, став сильнейшим монархом Европы, принял титул Императора. 11 августа 1723 года Петр Великий устроил в Кронштадте грандиозное торжество, посвященное созданному им Балтийскому флоту. На Кронштадтском рейде выстроились в две линии фрегаты и линейные корабли. На картине можно увидеть многие из них, например, фрегат «Полтава», линейные корабли «Святой Андрей», «Святой Александр», «Апостолы Петр и Павел» и другие. 

Василий Суриков. Галерея живописи. Петр I перетаскивает суда из
Онежского залива в Онежское озеро.

Картина посвящена событиям русско-шведской войны, а именно — взятию Шлиссельбургской крепости, или Нотебурга, Орехового города, как называли ее шведы.
В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Тогда Петр I разработал план: он отправился в Архангельск — как все должны были думать, чтобы отразить возможную атаку неприятеля. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. 

Демаков Евгений Александрович
(р. 1968). Пётр I и Евдокия Лопухина, 2011

Царица Евдокия Фёдоровна, урожденная Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна, в иночестве Елена, 1669 – 1731 гг.) – первая супруга Петра 1, мать царевича Алексея и последняя царская супруга чисто русского происхождения. 
В браке с Петром Евдокия родила трёх мальчиков. Двое младших сыновей умерли в детстве, а потому остался лишь один наследник — царевич Алексей.

Здесь будет город заложен.
1880. — Добровольский
Николай Флорианович

Начало мая (8-15) 1703 года.
Царь Петр Первый на Заячьем (Янисари – фин.) острове в дельте Невы, где он планирует строительство крепости (Петропавловской) и закладку города. На рейде Невы стоят только что (7 мая) отбитые у шведов корабли “Астрильд” и “Гедан”. Это первые морские суда будущего Балтийского флота.
16 мая (27) на этом месте состоится торжественная закладка города Санкт-Петербурга.

А. М. Матвеев.
Портрет Петра I. 1724-1725

Петр I изображен на портрете в темной одежде, с белым шарфом на шее и лентой ордена Андрея Первозванного на груди. На его лице, выделяющемся на темном фоне, застыло почти трагическое выражение. Вполне вероятно, что портрет был написан с натуры…

А. П. Антропов.
Портрет Петра I. 1770

«Портрет Петра I» – парадное изображение Петра I.   Государь изображен в полный рост в мундире Преображенского полка, в роскошной, подбитой горностаем, мантии, на груди – орден святого Андрея Первозванного, учрежденный самим Петром.
А.П. Антропов пишет образ великого государственного деятеля со всеми атрибутами: колонной, алым бархатом, заломами пышных драпировок.

Г. Кнеллер.
Портрет Петра I. 1698

Работа немецкого живописца, наиболее популярного портретиста Великобритании рубежа XVII и XVIII веков Готфрида Кнеллера, действительно написана с натуры и отличается большим сходством. Однако она скрывает в себе тайну: дело в том, что над полотном работали два художника — Готфрид Кнеллером и морской живописец Вильгельм ван де Вельде (последний писал фон). Сейчас знаменитый портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт.

Думы о России (Петр Первый).
1984, Сергей Кириллов

Творчество художника Сергея Кириллова целиком посвящено отечественной истории. С. Кириллов посвящает личности Петра Первого картину «Думы о России». Полотно  явилось попыткой многограннее осмыслить личность и дело великого императора. Образ императора воспринимается более глубоким, призывает задуматься, глубже постичь человека. 

Жан — Марк Натье.
Портрет Петра Первого. 1717

Французский художник Жан — Марк Натье идеализирует Петра I. Император одет в рыцарские доспехи, в руке держит меч. Создаётся впечатление, что Пётр только что вернулся с поля боя или готов отправиться на решительное и победоносное сражение. На этой картине мы видим величественного Петра.

И. Н. Никитин.
Пётр I на смертном одре, 1725

Петр I умер в 53 года, что, конечно, весьма рано даже для того времени. Его здоровье было подорвано бурным образом жизни и неумеренным потреблением алкоголя и табака. Художник Никитин, один из тех, кто был отправлен в Европу учиться живописи, сделал последний портрет царя, запечатлев его уже отошедшим в лучший мир.

И. Машков. Паломничество царя Петра в Соловецкий монастырь в 1702

Невзирая на ярко выраженное европофильство, Петр был вынужден демонстрировать себя как православного и богобоязненного царя. Он совершил паломничество в Соловецкий монастырь, этот эпизод показан на картине Машкова. Однако на заметить, что подлинной целью посещения Петром русского Севера было знакомство с портами, анализ ситуации с морской торговлей на месте.

И. Айвазовский. Пётр I при Красной горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим. 1846

Красная Горка (Большая Ижора) сыграла роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. Айвазовский запечатлел эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе. Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки. 

И. Репин. Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты. 1900

На картине изображено реальное событие. В XVII веке Алексей Михайлович очень любил соколиную охоту и всячески старался развивать это направление в России. В Семеновской слободе он обосновал большой соколиный двор, где разводили различных хищных птиц. Когда Петр I и Иван приехали посмотреть на это место, то их потрясло, сколько людей ухаживает за этими птицами. В центре полотна мы видим фигуры двух царей. Петр изображен в очень решительной позе. Иоанн, напротив, склонил голову и будто слушается приказа Петра. Так, художник хотел показать, какие отношения были между царями. Петр всегда был более властным, чем Иоанн.

Константин Николаевич Горский. Пётр Первый наносит визит маркизе де Ментенон в 1717 году.

Там же в Версале Петр сделал светский визит больной фаворитке, потом ставшей законной женой, умершего к тому времени Людовик XIV – мадам де Ментенон. Этот эпизод показал художник Горский. Маркиза де Ментенон сперва была воспитательницей королевских детей, основала первую светскую (не в монастыре) школу для девочек, которую посетил Петр и которая потом стала прообразом Смольного института благородных девиц.

Кущевский Юрий. Новое в России дело. (Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.)

На картине изображена стройка в Воронеже флотилии для второго Азовского похода Петра Первого. На верфях Воронежа и в Преображенском (подмосковное село на берегу Яузы, там располагалась резиденция отца Петра, царя Алексея Михайловича) развернули масштабное строительство кораблей, судов. Галеры, построенные в Преображенском, разбирали, везли в Воронеж, там снова собирали и спускали на воду на Дону. 

Лев Феликсович Лагорио. На берегу пустынных волн.

Лев Лагорио назвал свою картину строчкой из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». На ней изображён молодой царь Пётр I. По замыслу художника, он стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра – Санкт-Петербургом.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.Пред ним широко
Река неслася; бедный челн…

Отдых Петра I (Художник Михаил Шаньков)

В личной жизни Петр обрел счастье с новой женой – бывшей пленницей, затем любовницей Меншикова, Мартой Скавронской (впоследствии Екатериной). Привязанность к этой женщине была так велика, что он сделал ее не только законной супругой, но и императрицей. Екатерина умела утешить мужа и создать в доме атмосферу любви и понимания. Хотя Петр имел разные любовные связи, находясь в браке, к жене он относился с нежностью, хотя порой и грубой. Момент семейной идиллии изображен на картине Шанькова.

Петр I стрижет бороды боярам, Дмитрий Белюкин, 1985

Вернувшись домой, Петр начал решительные реформы, проявившиеся, в том числе, в жестких попытках изменить быт и нравы русской знати. Среди прочего ей вменялось носить европейскую одежду и брить бороды. Момент, когда царь лично стрижет бороды боярам, показан на картине Белюкина.

Сергей Кириллов. Пётр Великий.
1982—1984

Современный художник Сергей Алексеевич Кириллов в своем дипломном полотне постарался точно передать характер и настрой первого российского императора, готового к грандиозным переменам в жизни российского общества и государства!
На полотне изображен великий российский царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов. Государь стоит во весь свой внушительный рост, в ботфортах, в белой рубашке с засученными рукавами. Он занят какой-то мыслью: брови сведены к переносице, руки нервно сжимают трубку, взгляд направлен на потрёпанный лист бумаги, лежащий на столе.

Источники: https://spbcult.ru/articles/personalii/obraz-petra-i-v-zhivopisi/, https://www.rosimperija.info/post/1218

Памятники Петру I

Медный всадник. г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь

Скульптура бронзовая, такое название закрепилось благодаря поэме А.С. Пушкина. Первый скульптурный монумент был торжественно открыт 7 августа 1782 г.
Образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы, – гениальная находка скульптора Этьена Фальконе.
В 1803, 1903 и 2003 годах рядом с памятником проходили церемонии, связанные с юбилеями города. «Медный всадник» «видел» восстание декабристов на Сенатской площади.

Памятник у Михайловского замка.
г. Санкт-Петербург,
Кленовая аллея

Работу над конным монументом скульптор Карло Бартоломео Растрелли начал в 1716 г. Проекты постамента разрабатывали архитекторы А.Н. Воронихин, В. Бренна и Ф. И. Волков. Надпись на постаменте «Прадѣду / Правнукъ / 1800», вероятно, была сочинена самим императором. Бронзовые рельефы по сторонам памятника – «Полтавская баталия» и «Взятие фрегатов при Гангуте» –  выполнены скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребенёвым и И. Моисеевым.

Памятник Петру I в Петропавловской крепости. г. Санкт-Петербург 

Бронзовая скульптура Петра I, являющаяся современной интерпретацией знаменитой «Восковой персоны», – подарок городу современного американского художника русского происхождения М.М. Шемякина. На боковой стороне постамента медная табличка с надписью: «Основателю Великого Града Российского Императору Петру Первому от Итальянского Скульптора Карло Растрелли и от Русского Художника Михаила Шемякина 1991 г. Отлита в Америке».

Царь-плотник, г. Санкт-Петербург, Адмиралтейская набережная

Бронзовая фигура Петра I поставлена на низком прямоугольном постаменте из серого гранита. Царь в рабочей одежде, с открытой головой, прислонившись к борту строящейся лодки, обтёсывает топором доску. 
Первоначально памятник был отлит в бронзе по модели скульптора Л. А. Бернштама и открыт 14 июня 1910 г. у западного павильона Адмиралтейства. Надписи на постаменте гласили: «Царь Пётр I обучается корабельному делу в городе Саардаме, в Голландии, в 1697 году», «Дар Императора Николая II городу Санкт-Петербургу 14 июня 1910 г». 

Памятник у Сампсониевского собора,
г. Санкт-Петербург

Открытие памятника Петру I у Сампсониевского собора состоялось 27 июня 1909 г., в дни празднования 200-летия Полтавской победы. Битва произошла 27 июня 1709 г., в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца.Памятник Петру I отлит в бронзе по модели, выполненной скульптором М. М. Антокольским в 1872 г. Автор постамента – Н. Е. Лансере. Монумент создан на средства графов С. Д. и А. Д. Шереметевых, праправнуков сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева, командовавшего русской армией под Полтавой.

Памятник у гостиницы «Park Inn by Radisson Прибалтийская», г. С-П-г

Памятник, открытый 25 сентября 2006 г. на площади у гостиницы «Прибалтийская», является подарком Санкт-Петербургу скульптора и живописца З.К. Церетели. Массивная фигура Петра водружена на высокий постамент из темно-красного гранита. На постаменте краткая надпись: «Петр Великий». Петр одет в униформу Преображенского полка, его голова увенчана лавровым венком, левая рука опирается на эфес шпаги, в правой он держит свиток с текстом «указа» об основании Санкт-Петербурга. Архитекторы памятника – Ф.К. Романовский и А.П. Чернов.

Памятник в Кронштадте, Кронштадт, Петровский парк

Торжественное открытие памятника состоялось 27 июня 1841 г. Модель скульптуры была изготовлена в 1837 г. французским скульптором Т.-Ж.-Н. Жаком. Отливка в бронзе осуществлялась под руководством П. К. Клодта. Фигура царя в полный рост поставлена на высоком пьедестале из красного гранита. Считается, что Пётр изображён в том мундире с шарфом и лентой ордена Андрея Первозванного, которые были на нём в день Полтавского сражения. Голова царя открыта, лицо устремлено на запад. В правой опущенной руке обнаженный палаш, левая рука согнута в локте. Пётр топчет выступающей правой ногой неприятельский флаг. Под статуей декоративный бронзовый картуш с датой «1709». На лицевой стороне постамента вырублена надпись: «Петру Первому / Основателю / Кронштадта / 1841 Года»; на тыльной стороне: «Оборону Флота / и / сего места держать до последней / силы и живота / яко наиглавнейшее дело. / Из Указа Государя 1720 г. Мая 18 д.».

Памятник в Петергофе,
Петергоф, Нижний парк

Бронзовая скульптура Петра I в полный на высоком профилированном гранитном постаменте установлена на пересечении Марлинской и Монплезирской аллей Нижнего парка. Пётр в униформе Преображенского полка, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, с палашом в ножнах у левого бока, в треуголке и ботфортах стоит в полный рост. Правая нога выступает вперёд, в левой руке зажата подзорная труба, откинутая правая рука опирается на трость. Голова гордо поднята.
Первоначально в 1872 г. скульптор М.М Антокольский создал гипсовую скульптуру Петра I, приуроченной к 200-й годовщине со дня рождения первого российского императора. Скульптура приобрела значение своего рода канонического изображения Петра I. По этой модели был сделан ряд бронзовых отливок, использованных для памятников в Санкт-Петербурге, в Таганроге, Шлиссельбурге, а также в Архангельске, где установлена уменьшенная копия памятника.

Скульптурная группа «Петр I целует малолетнего короля Людовика XV»,
Петергоф, Нижний парк

Первоначальная установка в Петергофе скульптуры «Пётр I целует малолетнего короля Людовика XV» была приурочена к визиту в Россию президента Франции Э. Лубэ в мае 1902 г.
Скульптура, изображающая царя с малолетним королем Франции на руках, была показана скульптором Л.А. Бернштамом на Парижской выставке в 1900 г. По заказу Николая II её бронзовая отливка в 1902 г. была установлена на постамент недалеко от Купеческой гавани Петергофа. В 1920-е гг. памятник был перенесён на площадку перед каскадом «Шахматная гора», а в годы войны уничтожен.
К 300-летию Петергофа было решено восстановить памятник. Моделирование для отливки в бронзе проводилось по старым фотографиям и подлинной авторской гипсовой модели скульптором Н.А. Карлыхановым. Памятник установлен на гранитном постаменте в западной части Нижнего парка, вблизи дворца «Марли».

Памятник в Шлиссельбурге, Шлиссельбург, у Петровской пристани

Фигура Петра I, отлитая в бронзе по модели, выполненной скульптором М.М. Антокольским в 1882 г. и ставшей своего рода каноническим скульптурным изображением Петра, установлена летом 1957 г. в г. Петрокрепость, как в то время назывался Шлиссельбург. Открытие монумента приурочили к 250-летию Ленинграда. Это был первый памятник монарху, установленный в советский период. Пётр запечатлен в горделивой позе, одетый в парадный мундир Преображенского полка, в треуголке и ботфортах. Он опоясан шарфом, на его груди красуются лента и звезда ордена Андрея Первозванного. На его левом боку виден в ножнах палаш. Левой рукой царь крепко держит подзорную трубу, а правой опирается на трость. На высоком гранитном постаменте – лаконичная надпись: «Петр I». Монумент установлен у входа в Староладожский (Петровский) канал, построенный в начале XVIII в. по петровскому указу.
Изображение этого монумента знакомо всем россиянам – оно украшает купюру достоинством 500 рублей.

Памятник Петру I у Константиновского дворца (Стрельна), пос. Стрельна

Памятник, открытый 27 мая 2003 г. перед Константиновским дворцом, не является оригинальным произведением монументального искусства. Немецкий скульптор Г. Шмидт-Кассель создавал статую для памятника в Риге. Его торжественное открытие в присутствии Николая II проходило 4 июля 1910 г., когда отмечалось 200-летие взятия Риги в ходе Северной войны.
Во время Первой мировой войны было решено эвакуировать скульптуру в Петроград, однако судно, перевозившее её, было торпедировано немцами и затонуло в Балтийском море. Статую нашли и подняли со дна эстонские водолазы в начале 1930-х гг., но при подъёме её пришлось разрезать на куски. 
По решению администрация Санкт-Петербурга к 300-летию города была изготовлена копия статуи. Отливка в бронзе по гипсовым моделям, вывезенным из Риги, осуществлялась в петербургской мастерской Д.В. Гочияева. Архитектурная привязка и постамент принадлежат архитекторам Е. Ю. Меркурьеву и Г. В. Михайлову. Установка памятника в Стрельне явилась логическим завершением формирования дворцово-паркового ансамбля, созданного по воле Петра I.

Скульптурная группа «Царская прогулка», Пос. Стрельна

Скульптурная композиция «Царская прогулка», созданная художником М.М. Шемякиным, посвящена пребыванию Петра I в Стрельне. Композиция открыта 28 мая 2003 г., в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Основой композиции стал памятник Петру I в Лондоне, открытый в 2001 году (скульптор М.М. Шемякин, архитектор В.Б. Бухаев).
На ступенчатом гранитном подиуме с бронзовой балюстрадой помещены полнофигурные бронзовые изваяния Петра I, его супруги Екатерины Алексеевны, двух борзых собак и карлика в широкополой шляпе. Слева от карлика стоит тронное кресло, по сторонам ступеней, ведущих на верхнюю площадку подиума, – две декоративные пушки. На боковых сторонах подиума – шесть накладных бронзовых маскаронов. Фигуры царя и царицы высотой около 2,5 метров стилизованы в графичной манере, присущей творческому почерку М. М. Шемякина. Художник подчёркивал, что в этой композиции впервые представлена скульптура Екатерины Алексеевны. Изображение её лица основано на прижизненных портретах.

Источник: https://spbcult.ru/articles/iskusstvo-i-kultura/obrazy-petra-v-gorode-petra/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.