«Я напишу за вас, ребята, строкою вечной напишу…»

Время проведения: с 15 ноября 2014 года по 29 апреля 2015 года

29 апреля в Центральной городской библиотеке прошла торжественная церемония награждения победителей по итогам регионального конкурса, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Я напишу за вас, ребята, строкою вечной напишу…».

Конкурс был объявлен в октябре 2014 года и проводился по трем номинациям:

– Лучшее литературное прозаическое произведение малого жанра.

– Лучшее стихотворение о Великой Отечественной войне.

– Лучшая иллюстрация к книге о войне.

В конкурсе приняло участие 59 человек из Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги и Елабужского района.

В номинации «Лучшее стихотворение» победителями стали:

1 место – Уткин Максим (СОШ №46),

2 место – Бобоназаров Руслан (СОШ №58)

3 место –  Маляревич Анна (СОШ №45).

70-летие Победы в

Великой Отечественной войне

Памяти Лика Войны

Разговор с дедушкой.

Ты прошел и обстрел, и метели,

Ты в плену был и сам ты пленял,

И ты помнишь, как пули летели,

Как товарищ твой рядом упал.

Ты прошел от Москвы до Берлина,

Каждый метр земли русской прополз;

Знаешь ты, как немила чужбина;

Знаешь ты, как лютует мороз.

И ты помнишь ту первую схватку,

Первый бой, первый выстрел в тиши,

И как первыми шли вы в атаку,

И команду: «Рубята, в штыки!»…

Помнишь ты и войны перерывы,

И буржуйки блиндажной тепло,

Мирной песни родные мотивы,

От которых в душе так светло…

Помнишь ты и селений руины,

Пепелища родимой земли,

Голод, холод, немецкие мины…

Тех, кто замертво в землю легли.

Вы дошли, вы разбили фашистов;

Вы спасли миллионы людей;

Пусть не будет вовеки нацистов,

Не восстанет из праха злодей.

Мир настал. И пошли пересчеты…

Но погибших, увы, не вернуть.

А судьба исправляет просчеты,

И иной выбирает вам путь:

Жизнь прожить вам дано недоживших,

Путь за всех недошедших пройти,

И о днях тех сражений минувших

В сердце вечную память нести.

Сквозь тонкие очки видна лишь копоть

От огненных шедевров дальней встречи,

Огарками свечей кричат окопы,

Им вторят нервы раненой предтечей.

Разрывы рвут земную оболочку,

Но их не видно за стеною дыма,

Кора ревёт, рассудок давит строчкой,

А на полях тела погибших стынут.

Воздать за всё!- одно стремленье жизни,

Грешная цель, который жив солдат,

Зажатый между молотом и призмой,

Кошмарной, словно смерти концентрат.

Болит людская плоть, когда снаряды

В ад низвергают столь родимый мир,

Кромсая гарь за каждым новым рядом,

И страхом наполняется эфир.

Приказ единый: отступать презренно,

Фронты живут сквозь тысячи потерь,

Армадой фрицев пасть раззявила Геенна,

Но русского не сломит адский зверь.

Нацисткой твари не прорвать барьеры

Из защищающих Отечество людей,

Фашизм сломается о когти красной веры

В четырнадцатой сотне страшных дней.

Так будет, неизбежно. Лишь не сдаться,

Держать, как Брест, любой клочок родной земли,

Из миллионов отголосков и реакций

Сложить к Победе праведной пути.

Её звезда воспрянет над страною,

Над всей планетой!, завещая помнить,

Что если кто-то к нам придёт с войною,

Того война в итоге похоронит.

Однажды я спросила деда:

«Ты расскажи мне о войне».

У нас затеялась беседа

О жизни, счастье и беде.

Он рассказал мне, как далёко,

В тот самый сорок первый год,

Война ворвалась так жестоко,

И он ушёл тогда на фронт.

И, повзрослев за ночь, мальчишки

Немедля встали под ружьё,

Заброшены все были книжки,

А детство кончилось его.

И рассказал мне, как в атаку

Он роту смело поднимал,

Как бил фашистов, немец драпал,

Он стариков, детей спасал.

«Я покажу тебе те вещи,

Которых мне дороже нет:

Вот гимнастёрка и пилотка,

Портянки, вышитый кисет,

А вот товарищ мой старинный,

Иди сюда скорей,  дружок!»

И вытащил какой-то мятый,

Пробитый сбоку котелок.

«Он был со мной в беде и горе,

Он в стужу чаем согревал,

Я тот счастливый день Победы

В Берлине вместе с ним встречал.

А знаешь, он ведь мой спаситель,

Когда сошёлся я с врагом,

Фашист проклятый целил в спину,

Но угодил в него клинком.

Вот видишь, рана боевая

На алюминиевом боку.

Он вынес столько, дорогая,

Не пожелаешь и врагу».

Тут  по щеке его скатилась

Скупая мужества слеза,

И в ней вся скорбь отобразилась,

Затмив усталые глаза.

А сколько их на поле брани

В лихое время полегло,

Всё не забыто будет нами:

В историю навек занесено!

Уткин Максим

1 место

Бобоназаров Руслан

2 место

Маляревич Анна

3 место

Победные места в номинации «Проза» разделили между собой:

1 место – Гайнеева Алсу (СОШ №25). Рассказ “Валина война”

Валина Война

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

КОНКУРС «Я напишу за вас, ребята, строкою вечной напишу…»

номинация: «Лучшее литературное прозаическое произведение»

Выполнила: ученица 6В класса

Гайниева Алсу Фанисовна

Руководитель: преподаватель

русского языка и литературы

Хасанова Н.Ф.

                                     город Набережные Челны

                                                 2015

Валина война

Предвоенный 1940 год.  Деревня Пастушьево. Небольшой домик. Рядом с домиком и позади  него огород с поспевающим урожаем. Светлеет.
Мать будит своего сына:
-Валечка-а-а, просыпайся! Работы уйма!
Тишина. Вероятно, Валя притворяется спящим. Он не желает вставать, так как в школе надо учиться. Он считал, что в жизни все эти знания не понадобятся. По его мнению, мужчина должен иметь лишь силу, чтобы добиться всего.
-Ну ладно. Не хочешь по-хорошему – будет по-плохому! Папа, Иди-ка сюда! Тут кое-кто не хочет вставать, – заявила решительно мама.
К кровати подошёл высокий, стройный мужчина.
– Проснись и пой! – выкрикнул он. Но ничего из этой попытки не вышло.
– Так, мать! Придётся применить тяжёлую артиллерию.
Отец и мать замолчали, а потом начали весело щекотать сына. Теперь – то Вале пришлось встать! Папа с сыном начали в шутку бороться. Весь дом заполнился смехом. Когда сил уже не осталось, борьба закончилась.
– Умывайтесь и бегом завтракать!- приказала всем мать.
    Валя представлял из себя неугомонного, озорного мальчишку лет одиннадцати. Пол – лица занимали веснушки. И вообще он был как солнышко – кожа светлая, волосы рыжие, ресницы белые.  Нельзя сказать, что Валя был невозможным ребёнком, слушался родителей, по хозяйству  помогал, взрослых уважал и почитал. Но всё – таки он был ребёнок, поэтому иногда хитрил и порой, заигравшись с мальчишками, с опозданием возвращался домой.
   Валя был дружелюбным и добрым – все тянулись к нему: и дети, и взрослые. Он был душой компании – всегда веселил друзей и товарищей и был очень ответственным. Он всегда помогал матери  нянчиться с братиком Андрюшей, которому было пять лет отроду. Андрюша успевал везде: то тарелку разобьёт, пока мама посуду моет, то в чулане кадку уронит. Поэтому он находился под чутким присмотром взрослых.
В общем, семья у них была дружная , крепкая . Казалось , что такая жизнь будет продолжаться вечно . Уж очень они счастливы были. Но однажды всё переменилось.
    Летом 1941года началась война. Отца забрали на фронт. Поначалу  Вале с Андрюшей казалось, что война быстро закончится и отец вернётся домой. Но проходили дни, отца всё не было. А в деревню стали приходить похоронки. То там, то тут раздавались женские рыдания, это означало, что в какую – то избу пришла страшная весть. Бывало, что Валя просыпался ночью и слышал плачь. Но оказалось, что это ещё полбеды. Вскоре фашисты захватили их село. И в каждый дом поселили немцев. И вот теперь в их доме стал жить немецкий полковник. Он был довольно полный, поэтому всю еду, которую успевала готовить их мать, съедал только он один, не оставляя ни одного кусочка даже детям. Матери и детям, конечно же, очень хотелось есть.
Все, чем занимался немец, были сон и еда. И вот как – то раз немец решил узнать, чем занимаются Валя и мать, пока он спит. Как обычно, после трапезы он лёг в кровать, но не заснул, а лишь задремал. Как только немец закрыл глаза, Валя стащил со стола картофелину. Немец подглядывал осторожно, одним глазком и тотчас “проснулся”. Он увидел, как Валя позвал к себе Андрюшку и начал его кормить. В этот момент полковник встал, выташил пистолет из – под подушки, прицелился, стал издевательски подшучивать над детьми.
  • Бух, бух! – изображал немец стрельбу.
      Андрюша и Валя очень испугались. А для того, чтобы дети запомнили этот урок, немец схватил Валю за руку и повёл на улицу. Они пришли к высокому ветвистому дереву, и Валя   испугался от ухмылки, появившейся на лице немца. Полковник взял Валю за плечи и повесил его вверх ногами на ветке. Засмеялся и ушёл довольной походкой обратно в дом. Мать, всплеснув руками,  побежала к сыну,  развязала веревки и сняла сына с дерева. После этого случая оставаться в доме было опасно.
  Женщина понимала, что вскоре в их селе произойдут большие изменения. Валя заметил странное выражение на лице своей матери.
      Мать и сын ночью не спали, так как их терзало беспокойство. Мать увидела неспящего Валю и приказала ему немедленно лечь спать, так как день будет очень тяжёлым. Вскоре Валя заснул, а мать, не смыкая глаз, придумывала план побега.
  Утром , пока немецкий полковник, как обычно, спал, мать, приготовив завтрак, выташила платок из сундука и положила туда молоко и горбушку хлеба.
   Когда полковник проснулся, на столе уже стоял готовый завтрак.  Валю мать отправила в школьную библиотеку. Немец возмутился, не поняв, для чего мальчику понадобилось уходить из дома, но ничего не стал говорить. Вскоре, когда немец уже умылся и готов был сесть за стол, в дом вернулся Валя и отдал матери книгу. В тот же миг мать стала перелистывать книгу и в один момент резко остановилась и подошла к нему. Полковник в свою очередь очень удивился и стал разглядывать содержимое страницы. Мать показала немцу изображение корзины с ягодами. Она стала тыкать на эту картинку, пытаясь объяснить, что хочет пойти с ребятами на поляну по ягоды. Немецкий полковник был сладкоежкой, поэтому не стал возражать . Мать очень обрадовалась тому, что немец отреагировал так равнодушно их уходу. Все трое собрались и вышли на улицу. Они направились в сторону леса. Мать, когда убедилась в том, что фашисты их не услышат и не увидят, подробно рассказала детям о плане побега.
   Никто даже не подозревал, что она знала  место расположения партизан. Чтобы не вызвать подозрений у немцев, мать наказала Андрюше начать собирать ягоды. Она выташила из лукошка платок с едой, развязала его и вынула карту с планами немецких передвижений, которую она втихомолку взяла у немецкого полковника, пока тот спал. Раскрыв карту, она начала водить по ней пальцем, указывая краткий путь до партизан. Мать знала, что если сбежать втроём, то их быстро засекут. А если отправить Валю вместе с Андрюшей, то Андрюша не выдержит такой тяжёлый путь. Отправить одного Валю – было пока что самой лучшей идеей.
     Мать была очень умной женщиной и по поведению полковника сразу поняла, что немцы собираются уходить из деревни. Женщина слышала, что немцы, отступая, просто загоняют всех в сарай, обливают бензином и без всякой жалости сжигают всех жителей села, как это они уже сделали с жителями соседней деревни. Поэтому нужно было незамедлительно что – то предпринять, пока не стало поздно.
    Когда мать окончательно удостоверилась в том, что Валя всё понял, тогда она вздохнула, обняла его, дала в руки свёрток, перекрестила и отправила в дорогу. Тем временем Андрюша собрал целое лукошко ягод. Так что можно было возвращаться домой  в надежде, что всё обойдется хорошо.
    Валя, конечно, с мальчишками раньше играл в «операции», но это были игры, а то, что он делает сейчас –всё по- настоящему. Раздумывая об этом, он  успел пройти всю поляну. Теперь  ему оставалось совсем немного. И вот перед ним предстал небольшой обрыв с речкой. Река была неглубокой, да и течение спокойное.
   Раньше,  до войны, мама рассказывала Вале, что, когда она была ещё ребёнком, они ходили сюда с ребятами играть. Из дому они приносили доски и, соорудив из них плот, по реке добирались до другого села. Там жили добрые люди и всегда давали ребятам переночевать у себя, а на следующее утро возвращались пешком до Пастушьево. Вспомнив это, Валя осмотрелся, пытаясь найти хоть какую-то дощечку. Вскоре он нашёл несколько досок,  вытащил карту и внимательно начал разглядывать её.
    Начинало темнеть, поэтому Валя решил торопиться. Ему было нужно до  темноты попасть в  село и переночевать там, а что делать дальше – покажет время.
    Вскоре на плоту он добрался до села. Он встал, пощупал карманы,  убедился, что всё на месте, и, заметив, что  одежда очень мокрая, поспешил постучаться в крайний дом. Когда дверь избы отворилась, он вздохнул с облегчением …
Наступило утро.
-Ку-ка-ре-ку!!!! – разбудил Валю голосистый петух.
   Валя открыл глаза и увидел потолок. «Ох, я ведь не дома», – вспомнил Валя. Когда он встал, его взору предстала комнатушка, такая загадочная и чужая. Валя потянулся, зевнул и оделся. Он не узнавал комнату, так как сюда вошёл ночью, когда ничего не было видно. Он услышал звук ножа, кипящей кастрюли и теперь уже был готов предстать  перед хозяевами. Он вошёл в соседнюю комнатушку и увидел маленькую седую старушку. Лицо у неё было печальное, но она улыбнулась гостю.
-Проснулся, милок ? – спросила хозяйка ласково. – Садись, кушай! Стол хоть не богат, но любому гостю рад!!! – засмеялась старушка.
Вале стало так хорошо от этих слов. Старушка в один миг для Вали стала близкой, родной. Мальчик сел за стол и начал есть. «Вроде бы всё хорошо, но что-то не так, » – подумал мальчик.
   Он поднял голову и увидел  доброе лицо старушки, глаза которой  были устремлены прямо на Валю. Вдруг старушка заговорила:
  -Знаешь, вот смотрю я на тебя и вижу своего сыночка! Он так же, как и ты, молча приходил на кухню и ел, а уже потом, после того как насытится, начинал без умолку говорить, рассказывая а том, какой сон приснился ему на этот раз. Смотрела я на него – и радовалась! …Муж – то умер, так что он за главу семьи остался. Всё на свои маленькие плечи  взвалил и давай, давай тянуть! Всегда мне опорой был, понимаешь?!. Всё было хорошо у нас до того, как эта ненавистная война пришла. Сына на фронт забрали, и сразу всё изменилось. Каждое утро просыпалась, готовила еду, садилась и ждала… ждала его! -заплакала старушка. -Не с кем поговорить, посмеяться не с кем!!! А как всё пришло в запустение. Дрова не рублены, трава не кошена. Я – то старая уже, не могу, как молодая, работать. Но всё ж приходится в огород ходить, сорняки убирать, скот кормить, собирать урожай…
Помолчав немного, старуха продолжила:
    -Говорят, что немцы соседнее село захватили,  собираются на нас идти. Не знаю, как выжить тогда. И не знаю, вернётся ли сыночек мой домой или на поле боя погиб уже… Вся испереживалась я. А тут ты ко мне попросился переночевать. Счастью моему не было предела! В такое неспокойное время  грех отказывать кому-то в помощи. Я, думаю, ты мне расскажешь, кто ты и куда идешь?
   Валя смутился. Ему очень хотелось рассказать всё этой доброй старушке, кроме самого главного, естественно. Он солгал ей, сказав, что заигрался, а когда уже начало темнеть, заблудился. Старушка всё внимательно выслушала и решила вопросов больше не задавать.
 Валя, вспомнив  о своём задании,  решил не задерживаться. Он поблагодарил старушку, взял свой свёрток, вышел из избы и продолжил путь. Вынув карту, Валя наметил свою дальнейшую дорогу. Теперь ему предстояло пройти через всё село и войти в лес. «Лес – моя цель, и раз уж я прошёл почти половину дороги, то назад пути нет», – решительно заявил себе мальчик.
    Валя переживал сложные чувства. Грусть, сострадание, радость, надежда, обеспокоенность, решительность и волнение заполняли этого обычного мальчишку, не давая ни минуты покоя. Одна половина ему говорила, что отец не вернётся, что смысла нет продолжать путь, что в этой войне им не победить, что мать и Андрюша будут оставаться  в опасности, если даже он сделает всё, как надо. Другая половина убеждала, что отец вернётся, что он будет гордиться своим сыном, что в этой войне обязательно победим МЫ!!!
Наконец – то он прошёл всю деревню, но леса не было.
-Как же так? Я точно знаю, что за деревней должен быть лес! Я это знаю!- говорил сам себе Валя.
Он развернул карту. «Неужели немцы ошиблись?»- подумал Валя.
-Ничего не сходится! Ну и куда же мне дальше идти? Неужели нужно повернуть назад?… Ну уж нет!
-Точно! – вздохнул Валя. Вон на горизонте другая деревня и лес за ней.  Ну  немцы! Вот глупцы!!! Села не заметили! – удивился мальчик.- Вот почему это село они ещё не захватили!
 Теперь Вале предстоял путь намного длиннее. С каждым шагом  идти становилось тяжелее.
-Вот, – думал Валя, – если б я был поэтом, то сейчас бы сочинил такую песню! Эх, нас же Татьяна Васильевна учила стихи писать! А я, дурачок, тогда не слушал.
Пытаясь вспоминать слова учительницы, он незаметно дошёл до леса.
-Я обязательно дойду, – подумал Валя. – Ещё чуть-чуть!
С этими мыслями он вошёл в лес.
Он не знал точно, куда ему направиться, но сердце – сердце не обманет!!! И он продолжил путь, не думая о том, что же ждет его впереди.
   Неожиданно он заметил землянку и  побежал к ней изо всех сил. Из землянки вышел партизан. Валя чуть было не столкнулся с ним. Мальчик упёрся ему в гимнастерку и начал плакать. «Наконец- то я у своих!» – радовался Валя. Он хотел сразу рассказать всё, но от радости и волнения не мог говорить. Его завели в землянку, дали попить воды, усадили на стул, дали отдышаться  и только затем начали расспрашивать. Валя передал партизанам карту и рассказал о том, как отца забрали на фронт и как вскоре их село захватили немцы, как мать помогла ему бежать и как он добрался до партизан.
   Партизаны были удивлены, что этот маленький мальчик смог пройти такой длинный и тяжелый  путь, да и как ему удалось обмануть немцев.
   В тот самый миг командир партизанского отряда сообщил по рации в Центр информацию, принесенную мальчиком. Эти сведения оказались очень ценными для командования.
    Валя проснулся из-за жужжания мотора и трясок на кочках. Он не сразу понял, что находится в машине, но командир ему объяснил: его село освободили, и они теперь недалеко от его близких.
   И вот Валя приехал домой! Наконец, он увидел родных. Вышел из машины и побежал к матери. Он обнял её так крепко, что она чуть не упала. И это было счастье. Огромнейшее счастье. Сердце стучало, как бешеное.
-Это ещё не всё! – заявил командир.
   И тут приехала ещё одна машина с двумя мужчинами. Один вёл машину, а другой бежал навстречу им. Это был Валин отец!!!  Теперь Валя готов был от радости закричать на всё село.
-Мы так долго тебя ждали, папочка! Теперь снова всё будет, как раньше?
-Валя, Валя…Я приехал только на пять минут, чтобы увидеться с вами. Я и сам бы не прочь остаться, но Родина зовёт! Дождись победы, мой малыш! Дождись, Валечка!- С этими словами он уехал.
А война продолжалась…

2 место – Ксенофонтова Диана (СОШ №60) . Рассказ “Пробуждение”

Пробуждение

Номинация:

«Исследования, творческие работы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Рассказ «Пробуждение»

Автор: Ксенофонтова Диана,

ученица 8 Б класса МБОУ «СОШ №60»

г. Набережные Челны;

Учитель: Лобанова Екатерина Алексеевна

9178734749

Пробуждение

Август, утро… Воздух наполнен свежестью и прохладой.  В распахнутое окно робко проникают первые лучи солнца.  Пробудившись ото сна, я лениво потягиваюсь и открываю глаза. Нащупав ногами тапочки, неспешно бреду на кухню. Чашечка свежеприготовленного кофе окончательно приводит  меня в чувство. И в моей голове уже четко прорисовываются  планы на весь сегодняшний день.
Пробегаю глазами утреннюю прессу, ловлю несколько строк  на развороте газеты: «Чтим…помним…любим…  В честь  70-летия Победы в Великой Отечественной войне активистами добровольческого отряда «Память» проводятся раскопки в районе города Ратибор». Нашли чем удивить!  Живут же люди!  Вчера для них важнее, чем сегодня.
Ох! Совсем забыл! Виктор. Да, можно просто Виктор. Что я могу еще сказать о себе? Я архитектор. Творческая личность, мучимая редкими приступами долгожданного вдохновения. Но, по правде сказать, человек я самый обычный. К тридцати пяти годам моя жизнь – привычный круговорот повторяющихся картин и событий: утро, чашка кофе, просмотр газет, получасовая дорога в офис, тонна ненужных бумаг, восьмичасовая  непрекращающаяся беготня по кабинетам, до тошноты надоевшие лица коллег и ,наконец, полуосвещенные коридоры опустевшего к 20.00 здания, стопка бумаг на заднем сиденье автомобиля, часовое стояние в пробке, темный подъезд, два квадратных метра лифта, дверь.
Дверь. Да откроет кто-нибудь эту дверь! Еще немного и она слетит с петель. Рывком  встаю. Чашка недопитого кофе летит на пол. Э-э-эх!  Да не барабаньте вы так! Кто?
На пороге стоит молодой парень в спецодежде. Коротко стриженные светлые волосы. Лицо как будто знакомо. Хотя нет, просто типичные русские черты: широкие скулы, чуть вздернутый нос и непонятно откуда взявшиеся на совсем юном лбу глубокие морщины.  Косая сажень в плечах. А в руках- Господи!- автомат… Язык, тело мое онемели, в глазах потемнело, к горлу подступал ком. Я медленно отступил в глубь коридора.
– Быстрее! Летят, черти! Что ты расселся!? Жить надоело!?Быстро вниз! – залаял он, глядя мне в лицо.
– Да оставь ты его, Вань, о себе подумай – раздался хриплый голос с лестничной площадки.
– Не положено. Вниз, я сказал.
Он молниеносно  подскочил, схватив меня за плечо, резко дернул мое обездвиженное тело  к себе.  И вот я, в окружении незнакомых мне юнцов  с автоматами, одетых в армейскую форму времен Великой Отечественной, буквально перелетаю с пролета на пролет.  Пульсирующая волна жара бьет в виски, в голове одна мысль: «Жить! Я хочу жить!»
Через обшарпанную, скрипучую дверь мы вываливаемся на улицу и, сгорбившись, часто перебирая ногами, стараясь не останавливаться, мы бежим к какому-то полуразрушенному зданию. А там вниз, вниз, вниз… Звук сирены и грохот разрывающихся снарядов постепенно затихают. Я слышу приглушенные голоса людей, крики младенцев, еле различимые  просьбы раненых.
В слабоосвещенном подвале бомбоубежища собралось около сотни людей, всех их объединяли тревожные мысли о том, что происходит там, наверху. После очередного содрогания от взрыва, сидевшие возле меня два старичка гадали о том, куда попал снаряд:
– Кажись девятый дом, где-то недалеко рвануло,- со вздохом проговорил один
– Да неее…Дважды в одну воронку снаряд не бьет. Вчера-сь только там завалы разбирали, – растягивая слова, проговорил другой и, посмотрев на меня, кивнул, будто искал во мне поддержки.
Через  минут пятнадцать я сам стал разбирать, как далеко падают снаряды, и уже ждал, когда громыхнет  новый. Внезапно рвануло так, что металлические чашки, стоявшие у некоторых на табуретах, с грохотом покатились по бетонному полу, казалось, что стены вот-вот обрушатся, не выдержав  тяжести, навалившейся на потолок.   Сердце екнуло в груди.
– Считай, Ванька тебе жизнь спас, – раздался откуда-то знакомый мне хриплый голос . Это был тот, второй, кто был на лестничной площадке, когда я открыл дверь. Глаза его смотрели с усмешкой, он как будто ждал чего-то…
-Что вылупился, это твой дом рвануло, считай, второй раз живешь…
Я посмотрел на своего спасителя, тот молча улыбался.
– Меня Рожок-Ванька кличут, а по отцу Рожковский буду, – приветливо сказал он, пожав мне руку.
– Виктор. Просто Виктор, – ответил я, припоминая, где я мог слышать эту фамилию.
-Год какой?- через пару минут вырвался из моих уст тревожный вопрос .
– Ну , и потрепало тебя , парнишка . 20 августа 1942 год. Контуженный што ль? Ты ложись. Отдохни.
Я молча пристроился на лавке в углу комнаты. Кто-то укрыл меня…
Нудное дребезжание телефона разрывало тишину ночи. Я открыл глаза. Нащупал на полу старенький Nokia. На дисплее – шесть пропущенных и 23.00. Я облегченно вздохнул, посмотрел вокруг. В слабом свете луны,  выхватывая глазами родной диван, заваленный бумагами стол, старый ковер на стене, я с искреннем недоумением подумал: «Приснится же такое!»
Движимый желанием жить, я рывком вскочил и помчался на кухню ставить чайник. Не включая свет, на ощупь, я уверенно направился к плите и… Боль! Нестерпимая боль в ступне остановила меня  на полпути. На одной ноге допрыгав до стены, я  со злостью стукнул по выключателю. Резкий электрический свет с болью ударил в глаза. На полу лежали осколки разбитого бокала, на столе – измятая газета. На развороте знакомая фраза: «Чтим…помним…любим… »
Как молния неожиданное озарение ударило меня…В одно мгновение в голове пронеслись картины двухлетней давности: лицо покойной бабки, клочок последнего  фронтового письма ее брата, на конверте фамилия – Рожковский Иван. Ну конечно! Как я мог забыть эту фамилию и просьбы усопшей, найти хоть какую-то информацию о погибшем.
Схватив газету, я, хромая, доковылял до компьютера и судорожно начал вбивать электронный адрес сайта добровольческого отряда «Память», раздобытый мной  из статьи. На экране замелькали списки убитых. Гавриленко. Журавлев. Зайнуллин. Крестовский. Муллагалиев.  Никитин. Не то…Всё  не то…Рахматуллин. Рожковский…Иван.  Один щелчок мышки.
Глаза выхватывают скупые строчки хроники: Рожковский Иван Иванович  1920 года рождения, артиллерист, награжден медалью «За боевые заслуги». Пропал без вести 20 августа 1942 года под Сталинградом. Предположительно погиб в результате обрушения здания от попадания авиационного снаряда.
Я не верил своим глазам…В голове не переставая звучали одна за другой фразы: «Считай, Ванька тебе жизнь спас. Считай, второй раз живешь…»

3 место – Андреева Элина (лицей-интернат инновационных технологий № 36) и Гарифуллина Алина (лицей-интернат инновационных технологий № 10) – работа “Герои рядом с нами”

Герои рядом с нами

Гарифуллина Алина Эдуардовна,

ученица 7 г класса МБОУ «СОШ № 10»

Герои рядом с нами.

В этом году наша страна  отмечает юбилей 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Военные годы так далеки и порой незнакомы нам и нашим сверстникам. Но с нами живут люди, которые своими руками ковали эту победу. Общаясь с ветеранами, мы узнаем о войне важные яркие факты, которых нет в наших учебниках.

Одним из таких ветеранов является моя прабабушка Колчерина  Анна Семеновна. Она родилась в 1921 году в селе Новые  Гардали Челнинского  района. В семье было пятеро детей – два брата и три сестры.  Моя прабабушка была самой старшей. По окончании семилетки  училась в Челнах в медицинской школе. В 1940-м году по распределению попала на работу в Рыбнослободской район, проработала год и должна была уйти в отпуск. И вот, когда до долгожданного отпуска оставалось всего 8 дней, ее застала весть о начавшейся войне. 22 июня было воскресение, девушки и парни пошли на гулянье. На обратном пути они заглянули в сельсовет. В этот момент зазвонил телефон.

– Это, наверное, меня,- сказала Анна и первой узнала страшное известие.  Тогда ей было всего 19 лет…

На следующий день моя прабабушка получила повестку. Провожать ее вышла вся деревня. Представитель выделил ей свою телегу, чтобы подвезти до военкомата. Три дня она провела в Казани. Оттуда она успела послать телеграмму, в которой попросила забрать вещи, оставшиеся в Рыбной Слободе.

Затем ее и других девушек посадили в вагоны и отправили в Москву, где формировали медсанбатальон №324. Там, на станции Вискутниково им дали обмундирование, ботинки 43 размера ( а у нее был 37-й), гимнастерки и отрезали косы, самое дорогое, что было у девушек. «Когда косу отрезали и положили передо мной, у меня слезы градом лились. А мальчишки  смотрели и тоже плакали, потому что дома их ждали такие же девчата»,- вспоминает моя прабабушка Анна Семеновна.

Прабабушка рассказывала, как проходила ее военная служба. «Ночью фашисты бомбили Москву. Нам велели выходить из вагонов и ложиться на лужайку. Москва была освещена прожекторами. Лежим мы с подругой, и вдруг между нами упал осколок! Еще бы пару сантиметров и меня бы не было в живых!

Бомбежка продолжалась 3 дня. Потом мы отъехали от Москвы. Направились в Псков, но нас не приняли. И нас отправили на Финляндский фронт. Проезжали через Гатчино. Там загрузили оборудование, инвентарь, необходимые вещи. И тут началась бомбежка. Мы побежали прятаться в лес, который был поблизости. Назад дороги нет, убьют. Пришлось идти от Гатчино пешком. Шли целый день, преодолели более сорока км. Есть хочется, пить хочется! Такая жара! Дошли до какой-то речушки, помакали  в воду сухари, попили из нее. Наконец, дошли до совхоза Глухого. Там уже были сделаны шалаши и приготовлен суп теми, кто смог добраться на машине. Здесь я впервые попробовала викторию, которую нам принесли в красивых плетеных корзинках. У всех ноги в крови, сидим, плачем!

На следующий день поставили палатку и сюда стали поступать раненые. А меня взяла малярийная лихорадка. Температура 40С, меня всю трясет. Но, слава богу, врачи вылечили меня довольно быстро.

Далее наш путь лежал в Финляндию. Думали, что будем зимовать там, но немцы гнали к Ленинграду.

Я помню, когда наступали немцы, всех отправили в тыл. Остались только я, повар, санитар и один тяжело раненый. И вот прибегает какой-то мужчина и говорит нам, что немцы буквально в 5-ти шагах отсюда! Есть только одна дорога если не уедете, то попадете в плен! И мы все поехали через реку Неву. Через 100 метров мост разбомбили. Мне было страшно! Шел дождь, я пыталась укрывать остальных от дождя. И вот к утру мы нашли свой медсанбат под Ленинградом.

Как-то ночью привезли очень много раненых. Я им утром стала раздавать кашу. Дошла до конца и увидела бойца, взгляд которого был как будто затравленный. Я тогда подумала, что это не наш человек. Я развернулась и быстро пошла к выходу. А он мне как кинет миской с кашей! Побежала сразу  к  Долину (главврачу) и говорю: « Там чужак среди раненых. Побежали мы  туда, оказалось  и,  правда,  немецкий десантник, который попал в массу наших раненых бойцов. У него даже наган был! Как он не убил меня! Ума не приложу! Так мы взяли «языка».

Знаете, ведь в Ленинграде 15-16-летние мальчишки выдавали фашистам местонахождение продуктовых и оружейных складов. И вот склады взорваны, водопроводы тоже. Ниоткуда не поступает ни воды, ни еды, все пути отрезаны, это была блокада.

За сутки Ленинград бомбили по 25 раз. Мне в помощь дали  двух санитаров, с которыми после каждой бомбежки мы должны были оббегать целый квартал, закрепленный за нами, ища раненых. А бомбили день и ночь.

Было ужасно холодно, сожгли всю мебель. У тяжелораненых более здоровые воровали паек, … Бойцы умирали один за другим. Зима была ужасно тяжелой. Мы прожили ее немытые, худые, страшные. Я тогда писала родителям письмо: «Мама и папа! Если я приеду домой, три дня будете топить печку, я лягу на нее,  и все это время буду лежать и греться!» К весне 42-го мы все же сходили в баню. В бане мы смотрели друг на друга и ужасались: одна кожа да кости! Нам теперь давали по 75 граммов сухарей. Этот хлеб я заворачивала в марлю и прятала под матрас. Но до двери я дойти не могла, потому что хлеб «звал» меня. Я быстро возвращалась и съедала его, но насыщение он не приносил: хлеб был наполовину сделан из бумаги.

Бывало, прилягу, а мне кажется, что только испеченный мамой хлеб лежит у меня под подушкой. Я пробыла в Ленинграде 450 дней. 12 января 1943 года мы переплавились через Ладожское озеро. Мы прибыли в Елец. После этого в 44-м году нас привезли в город Гомел. У нас там был госпиталь. Вдруг рядом с окном упала бомба! Меня волной отбросило к стене. Я очнулась, тишина гробовая, жуткая. И тут чувствую, у меня из ушей бежит кровь. Оказалось, что меня контузило.

Зимой 1945 года нас привезли в Польшу, недалеко от  Кракова. А там дождь! Зима здесь была теплая. В этом городе жили,  по-видимому, богатые люди, их дома отдали  нам под госпиталь. Мы принимали тут больных до конца месяца».

Здесь же моя прабабушка встретила известие о победе. Этот день она запомнила на всю жизнь. Девчата пили в соседней комнате, а она лежала на своей койке и, приложив ухо к тарелке громкоговорителя, слушала голос Левитана. Война кончилась, но остались раненые, которых нельзя перевозить, поэтому до октября она оставалась в Польше. И вот, наконец, долгожданное возвращение домой. Тарловский санаторий, где она до самой пенсии проработала медсестрой. Скромная квартира там же, в Тарловке. И, как память о войне,- медаль «За оборону Ленинграда».

Я очень горжусь своей прабабушкой и  горжусь своей родиной. И хотелось бы пожелать всем ветеранам долгих лет жизни, здоровья и удачи! Много людей погибло, но сейчас мы живем в мире и согласии благодаря им! Я бы хотела, чтобы никогда  больше не было войны, чтобы все было прекрасно.

В же этой номинации была отмечена работа Хафизова Ильназа (СОШ №8)  за бережное отношение к семейным традициям. Работа «Причастность моей семьи к Великой Отечественной войне…»

Причастность моей семьи к Великой Отечественной войне…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Номинация на «Лучшее литературное прозаическое произведение малого жанра»

   Работу выполнил:

                                                                ученик 9 А класса «СОШ №8»

                                                                г.Набережные Челны Хафизов Ильназ

                                                                Фаритович

                  Руководитель:

                                                   Преподаватель татарского языка и

                                                               литературы

                                                               Шарипова Файруза Фаизовна

г. Набережные Челны

                                                   Февраль 2015г

  «Причастность моей семьи к Великой Отечественной войне…»

 

Содержание:

  1. Мои размышления накануне 70- летия победы над фашизмом          3 cтр.
  2. Причастность моей семьи к Великой Отечественной войне…               3-4 стр.
  3. Роль писателей в воспитании патриотических чувств детей                5 стр.
  4. Использованная литература                                                                         6 стр.
  1. Мои размышления накануне 70- летия победы над фашизмом…
Люблю смотреть по телевизору передачу  «Время» и обсуждать все это в кругу своей семьи. Но теперь смотреть любимые передачи становится с каждым днем страшнее и страшнее…
Люблю слушать новости, а они с каждым днем  все тревожнее… Неспокойно на нашей Земле. Сложная обстановка на Украине, в Сирии. Убивают мирных жителей, убивают детей… Нарушают право человека жить на Земле. Просто жить ….
Ведь  когда- то  земли Украины освобождали от фашизма наши, советские солдаты. Откуда появился этот фашизм?! Они же были истреблены! Видимо, последний фашист перед смертью успел зарыть в тайник вредную для всего человечества «идеологию фашизма», а кто- то его случайно обнаружил, открыл и выпустил… А она, как страшный «вирус», внедрилась в кровь тех людей, чье потомство получило вечное проклятье от всего человечества… Людям, вооруженным хорошим семейным воспитанием,  в чьих  жилах течет кровь, пропитанная гуманизмом, конечно же, никогда не внедрится такой вирус.  У них на такой вирус иммунитет! Я так думаю. Потому что,  наши прадеды, которые когда- то воевали за Родину и стояли насмерть в борьбе с врагами, передали нам  эту стойкость и мужество  по генам.  Мы сильнее и нас не сломать никому!
Жители Луганска, Донбасса, Мориуполя и многих других городов Украины мужественно терпят и борются за свою свободу. Смерть заглянула в каждый их дом, унося самых дорогих и близких  людей. А на Украине,  видимо, не одно поколение «старалось», чтобы вырастить таких жестоких парней, которые безжалостно расстреливают cвоих же земляков.
  1. Причастность моей семьи к Великой Отечественной войне…
В годы Великой Отечественной войны, защищая Украину от немецких фашистов, сложил свою голову  и родной брат моего  прадедушки Шарипов  Нурми Халяфович. Он там геройски погиб. Хочу немного рассказать о его подвигах.
    В зимнем наступлении танкисты каждый день слышали победные приказы Верховного Главнокомандования и сводки Совинформбюро  с длинным перечнем освобожденных населенных пунктов и районов. И радостно им было осознавать, что многие украинские города, деревни вырваны из рук фашистов их частью. За отличное выполнение заданий командования в Житомирско-Бердичевской и Проскуровской операциях Шарипов был награжден двумя орденами и медалью, получил звание сержанта, стал командиром отделения. Громя захватчиков, гвардейцы-танкисты летом 1944 года  приближались  к тем местам, где началась война.
Нурми всегда был примером для молодых бойцов.  Однажды, вражеский снаряд поджёг танк. Бойцы экипажа покинули горящую машину благополучно, но у командира выбраться наружу уже не хватило сил.
Каждую минуту мог произойти взрыв, однако Нурми, не задумываясь, кинулся к танку. Обжигая руки о раскалившийся металл, задыхаясь в дыму, он полез в башню и вытащил оттуда раненого, обожженного офицера. За этот подвиг он был представлен к награде.
Поздней ночью 21 июля группа разведчиков под командованием  Шарипова направилась в тыл противника с заданием: перебраться через речку Лопушанку у села Кукизов и захватить «языка».
При выполнении задания, завязался неравный бой с фашистами. Нурми приказал разведчикам переплыть речку Лопушанку без него… Иначе, задание не смогли бы выполнить. Он, прикрывая своих товарищей, сражался с немцами до последнего патрона. В руках у него осталась одна граната. Когда немцы приблизились к нему, он бросил гранату себе под ноги…  Немцы, которые их преследовали, погибли, но погиб и наш Нурми. Так  шагнул он в бессмертие… Важное задание было выполнено… Товарищи благополучно добрались до своих. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Обидно то, что в братских могилах, где лежат наши советские солдаты, украинские бандиты взрывают снаряды, бомбы, убивая  мирных жителей… За счастье всех народов, ведь погибли молодые наши бойцы! Молодость и жизнь свою они не пощадили, защищая эти земли от врагов, а теперь им не дают спокойно спать в могилах своих…
    Герой – поэт Муса Джалиль  в своем стихотворении «Братство» (1942г.) писал вот такие строчки: (отрывок из стихотворения  М. Джалиль “Братство”)
           …Ничем наших сил не измерить,
               Коль в дружбе народы живут,
               И разве могла ты не верить,
               Что братья на помощь придут.
Пришли они с волей единой
К сестре, изнывающей от ран.
И был среди них, Украина,
Надежный твой брат,- Татарстан.
           Велел  сыновьям он бесстрашным
           Лавиной пройти над Днепром,
           Чтоб вызволить нивы и пашни
           И счастьем согреть каждый дом…
Защищая нашу  Родину, освобождая земли братских стран от немецких фашистов, погибли  прекрасные  сыновья-поэты, писатели Татарстана: Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фатих Карим, Адель Кутуй и многие  другие…
 Роль писателей в воспитании патриотических чувств детей.

 

Очень много произведений  написаны писателями, поэтами о войне, героях тех страшных событий.  Рассказы о героях –  это не просто наша замечательная, славная  история.  Это огромной силы оружие в патриотическом и интернациональном воспитании молодого поколения советских людей. Наше поколение с содроганием сердца читает эти произведения. Они прививают детям патриотические чувства,  учат их любить и  гордиться своей Родиной.
Традиционными в школе стали конференции, посвященные творчеству русских и татарских писателей и поэтов; конкурсы рисунков по произведениям; конкурсы чтецов военно-патриотических стихотворений, фестивали военно-патриотических песен, различные встречи с писателями и поэтами города.
Недавно  нашу школу посетил поэт, прозаик, журналист, переводчик, член Союза писателей Татарстана и Союза российских писателей Сафин  Мансур Габдуллович. В своем выступлении перед учащимися нашей школы Мансур Габдуллович рассказал о своем творчестве, об истории своего родного края
Мамадыше и  нашем городе  Набережные Челны, которому посвятил очень много своих произведений, где родились и выросли, учились и живут его любимые сыновья, где прошли его самые лучшие, молодые  годы.
Каждая строчка в его стихотворениях проникнута любовью к родному краю.  Эти произведения воспитывают в подрастающем поколении  высокие патриотические чувства, любовь  к Родине.
Автор учит своих читателей  любить свою малую Родину, не забывать солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Ведь его отец тоже с первых дней войны был на фронте, защищал наши земли от врагов. Он живым вернулся на Родину!
Мансур Сафин с гордостью рассказал нам о своем отце, который  с честью выполнил свой долг перед Родиной. А после войны сумел построить крепкую семью и воспитал сыновей,  настоящих патриотов своей Родины.
         Участники Великой Отечественной войны, которые на сегодняшний день уже совсем старые и многих уже нет в живых, являются тем звеном цепочки, которое  связывает нас с событиями  военных лет…
Мы не должны забывать эти родные лица… Ведь они оставили нам в наследие свободные земли, леса, поля и  мирное небо над головой!
Мы благодарны вам, дорогие ветераны…
Вечная память вам, солдаты Отечества…

                           Использованная литература:

Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры.

Материалы I  Республиканского семинара-совещания классных   руководителей (март 2004 года), Казань, 2004

Герои Советского Союза – наши земляки (Сборник документальных очерков и зарисовок в трех книгах), Казань, Татарское книжное издательство, 1985.

Муса Джалиль Стихотворения, Казань, Татарское книжное издательство, 1979.

Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. 2том, Москва, Военное издательство, 1988.

В номинации «Лучшая иллюстрация» победу одержали:

1 место – Смирнова Анжела (школы искусств № 13),

2 место – Шарипова Айгуль (Набережночелнинский строительный колледж),

3 место – Сочкина Елизавета (лицей-интернат инновационных технологий № 36).

Так же различными дипломами были отмечены:

Власова Дарья (СОШ №35),

Латыпова Алия (школа искусств № 13),

Хайруллин Айрат (Бехтеревская общеобразовательная школа Елабужского муниципального района),

Кажукова Анастасия (СОШ №11).

Положение
СОГЛАСОВАНО:

Начальник управления культуры

Исполнительного комитета

г. Набережные Челны

_____________ Кулакова Р.К.

«____» _______________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ «Централизованная

библиотечная система»

г. Набережные Челны

____________ Гайнуллина В.М.

«____» ______________ 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе

посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

«Я напишу за вас, ребята, строкою вечной напишу…»  

 

 

  • Учредители конкурса:

 

1.1    Управление культуры Исполнительного комитета города Набережные Челны;

1.2 Центральная городская библиотека имени Мусы Джалиля МБУ «Централизованная библиотечная система».

  • Цели и задачи конкурса:

Цель:

  • Формирование патриотических чувств, предоставление возможности детям выразить свое отношение к Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Повышение интереса к чтению, творческой деятельности.
  • Развитие литературных, художественных, творческих способностей, выявление литературных талантов среди учащихся.
  • Условия проведения конкурса:

3.1 В Конкурсе принимают участие учащиеся с 12 до 17 лет, проживающие в городе Набережные Челны и других городах Прикамского региона;

  • Представленные на Конкурс работы должны соответствовать теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • Представляемые прозаические произведения и стихи должны быть написаны на русском языке;
  • В номинации на «Лучшее литературное прозаическое произведение малого жанра» о Великой Отечественной войне принимаются работы в печатном и электроном виде (Формат – А4, Times New Roman, размер шрифта – 14, не более 5 000 знаков (2,5-3 листа));
  • В номинации на «Лучшее стихотворение» о Великой Отечественной войне принимаются стихи в печатном виде (А 4, Times New Roman, размер шрифта – 14, объёмом до 36 строк);
  • В номинации на «Лучшую иллюстрацию» к книгам других авторов о Великой Отечественной войне принимаются рисунки, выполненные в формате А4. Рисунки могут быть выполнены в любой технике (гуашь, тушь, пастель, компьютерная графика, смешанные техники и т.д.);
  • Порядок проведения конкурса:

4.1 Сроки проведения: с 15 ноября 2014 г. по 29 апреля 2015 г.;

  • Номинации конкурса: «Лучшее литературное прозаическое произведение», «Лучшее стихотворение», «Лучшая иллюстрация»;
  • Заявки на участие в Конкурсе принимаются с 15 ноября по 15 декабря 2014 года по адресу: г. Набережные Челны, б-р Ямашева 4/14А, тел.70-02-54, 70-02-29 или на электронный адрес cbs_oko@mail.ru (форма заявки прилагается);
  • Конкурсные работы принимаются с 15 декабря 2014 года по 1 марта 2015 года;
  • Для участия в Конкурсе предусмотрен организационный взнос в размере 150 рублей, который вносится в день подачи заявки;
  • Иногородними участниками взнос вносится на расчётный счёт библиотеки

Наши реквизиты: Расчетный счёт: 40701810692053000045;

Лицевой счёт: ЛБВ 30800866-ЦБС.

  • Критерии оценок:
    • Соответствие работы целям и задачам Конкурса;
    • Художественное исполнение и оригинальность работы;

5.3 Яркость и выразительность работы.

6    Реклама конкурса:

Конкурс освещается в средствах массовой информации, на городском портале www.nabchelny.ru и на сайте библиотеки www.library.nabchelny.ru

 

7   Жюри конкурса

7.1 Для оценки представленных творческих работ во всех номинациях создается профессиональное жюри, в состав которого входят специалисты в области литературы, изобразительного искусства. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению;

7.2 Состав жюри:

  • М. Н. Гоголев – руководитель набережночелнинского отделения Союза писателей России, писатель, публицист;
  • М.Г. Сафин – член Союза писателей Российской Федерации, писатель, журналист, литературовед, переводчик;
  • М.Ш. Хазиев – член Набережночелнинской организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член Союза художников России и Республики Татарстан;
  • Л.З. Ахметов – живописец, художник, дизайнер, график, скульптор, художник монументалист, арт-директор клу­ба ху­дож­ни­ков и ди­зай­не­ров «KineticsMax»;
  • Р. Н. Каюмова – главный специалист управления культуры г. Набережные Челны;
  • Г. Д. Юстус – заместитель директора «Централизованной библиотечной системы» г. Набережные Челны;
  • Г.Ф. Блинова – заведующая отделом комплексного обслуживания Центральной городской библиотеки им. М. Джалиля.
  • Порядок награждения и поощрения участников конкурса
    • Победители Конкурса награждаются Дипломами за I, II и III места в каждой номинации;
    • Участникам Конкурса вручается Сертификат (по заявке);
    • Произведения – победители, с согласия их авторов, будут размещены на официальном сайте «Централизованной библиотечной системы».

9     Место проведения конкурса и контакты:

Адрес: г. Набережные Челны, б-р Ямашева, 4/14А, Центральная городская библиотека

Тел.:

70-02-29

70-02-26

Моб. тел.: +79196445729

E-mail: cbs_oko@mail.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться: