Кауфман, Бел
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Молодая неопытная учительница приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом — английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей
части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Но постепенно героиня понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Книге придаёт динамичность избранная писательницей форма – повествование почти целиком состоит из записок, документов, школьных сочинений, писем.
Горовиц-Клейнбаум, Нэнси
Общество мертвых поэтов
Роман. Тодд Андерсон и его друзья, привыкшие нехотя следовать строгим правилам престижной Уэлтонской академии, оказываются на пороге чего-то совершенно нового и удивительного, когда в их жизнь входит профессор английского языка Джон Китинг. Его взгляды, мягко говоря, не соответствуют консервативным порядкам в школе. Будучи обаятельным и неординарным человеком, Китинг увлекает учеников своими идеями. «Лови мгновение!» – так звучит его девиз. Вдохновленные Китингом, Тодд и другие ученики решают воскресить тайное «Общество мертвых поэтов». Они читают и обсуждают творчество Байрона, Шелли и Китса, и открывают для себя не только красоту слова, но и неповторимость каждого момента жизни. Благодаря Китингу юноши осознают, что их необычайная судьба находится в их собственных руках и никакие рамки не должны сдерживать свободу личности.
Астапов, Павел
Будни учителя
«Будни учителя» – это сборник реальных историй, которые приоткрывают завесу школьной жизни. Автор рассказывает о своей работе без прикрас, но с иронией, погружает читателя в мир строгих правил и больших надежд, мир, тонкости которого остаются за кадром для большинства людей. Павел Астапов мастерски сочетает курьезные истории из школьной практики и реальные проблемы, от образовательных программ до общения с детьми, родителями, коллегами и администрацией.
О чем молчат учителя? Вы узнаете в этой книге!
Кузнецов, Сергей
Учитель Дымов
Книга рассказывает о семье Дымовых — отце, сыне и внуке. Каждый из героев принимает в какой-то момент важное решение — отказаться от привычной жизни и стать учителем. Читатель смотрит на героев глазами Евгении — женщины, любящей семью Дымовых, как свою, и видит в них судьбу страны, истерзанной испытаниями на протяжении всего 20-го века.
Иванов, Алексей
Географ глобус пропил
Эта книга о школе, о современных старшеклассниках и учителях. О любви и дружбе. В ней много грустной иронии, доброты и боли. Она помогает учителям и ученикам лучше понимать друг друга.
Шушарин, Антон
Щенки (Сборник)
И если об обычных учителях написано много книг, то о наставниках – меньше. А о воспитателях в колониях для несовершеннолетних – совсем мало. Автор сборника «Щенки» – старший воспитатель в колонии для несовершеннолетних. Перед читателями предстает целая вереница образов преступников, осужденных за самые разные преступления – грабеж, убийство, насилие, хранение и распространение запрещенных веществ. Автор не просто рассказывает о тех, кто когда-то преступил
закон. Он говорит в первую очередь о людях. Почему каждый из них попал сюда, что чувствует, о чем думает. И, конечно, не последнюю роль играет образ воспитателя. Порой это справедливый и мудрый наставник, порой – жестокий надзиратель.
Гришковец, Евгений
Начальник
Герой рассказа «Начальник», вошедшего в сборник Евгения Гришковца «Следы на мне», – учитель не по статусу, а по призванию. Он имеет авторитет, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе.
Аромштам, Марина
Когда отдыхают ангелы
Повествование ведётся от лица школьницы Алины. В начале книги она первоклассница, в конце – ученица 4-го класса. Рассказ Алины перемежается дневниковыми записями её первой учительницы, откровенными, иногда резкими, но всегда отмеченными искренними чувствами – любовью и неравнодушием к детям.
Соломко, Наталия
Белая лошадь – горе не мое
Эта светлая и чистая повесть рассказывает о молодом и неопытном учителе географии, который с помощью искренности, любви и нежелания ютиться в косных и узких рамках школьного формализма, сумел пробудить в своих учениках стремление к добру и справедливости.
Толстой, Лев Николаевич
Детство. Отрочество
Детство – что может быть интереснее и прекраснее открытия мира детскими глазами? Именно они всегда широко открыты, очень внимательны и на редкость проницательны. Повесть «Детство» о десятилетнем мальчике. Эта книга о детских годах маленького дворянина Николеньки Иртеньева. Главный герой растет в любви и ни в чем не нуждается. У него есть учитель и наставник Карл Иванович, который играет огромную роль в его становлении и прививает своему ученику самые лучшие качества.
Гарин-Михайловский, Николай
Гимназисты
Воспоминания бывших гимназистов XIХ–начала ХХ вв. хранят образы педагогов, которым свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы. На педагогическую деятельность учителей гимназии того времени влияли строгая субординация отношений, зависимость от местных властей, школьной администрации, окружных инспекторов. Все это обусловило соответственное поведение преподавателей, переданное в повести.
Бунин, Иван
Жизнь Арсеньева. Юность
Огромную роль в числе тех, кто в ранние годы сильно повлиял на формирование характера главного героя, сыграл его домашний учитель Баскаков, вольнолюбивый чудак и романтик, превыше всего в жизни ставивший свою независимость. Баскаков «заразил» мальчика своим неравнодушием к бытию и тягой к героическому, возвышенному, говорящему о прекрасных и благородных страстях человеческой души. Страницы, в которых говорится о воздействии Баскакова на ум и сердце юного героя, предельно автобиографичны. Черты, воспитанные учителем в Алеше Арсеньеве, – острота взгляда на жизненные уродства и страстная тяга к прекрасному, гармоничному – очень ярко осуществились в личности и в творчестве самого Ивана Бунина.
Пантелеев, Леонид Белых, Григорий
Республика ШКИД
Замечательная повесть о жизни одного из детских домов 20-х годов ХХ века – школе индивидуального воспитания им. Достоевского – сокращенно ШКИД, – рассказанная её воспитанниками, в которой удивительные педагоги, сумевшие стать настоящими наставниками беспризорникам и направить их на путь истинный.
Айтматов Чингиз. Первый учитель: повесть
«Суров и темен с лица» герой повести «Первый учитель» — Дюйшен. Демобилизованный красноармеец, организующий первую школу в глухом аиле, Дюйшен встречается с недоверием тех, чьим детям хочет передать собственные, пусть далеко не совершенные познания, встречается с враждебностью и глумлением баев… Он во многом наивен, неопытен, несдержан. Но при всех своих промахах Дюйшен заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством. (А. Турков. Из предисловия к книге).
Подвиг сельского учителя Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане. Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя.
Северина Галина. Легенда об учителе: повесть
В центре повести учитель: мужественный, благородный человек, оказавший огромное влияние на своих учеников и жизнью своей подтвердивший высоту своих нравственных принципов. Прообразом его был учитель московской школы, ушедший в первые дни Великой Отечественной войны на фронт вместе со своими учениками.
Распутин Валентин. Уроки французского: рассказ
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга — известного драматурга Александра Вампилова, — всю жизнь проработавшей в школе. Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова).
Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.
Алексин Анатолий. Безумная Евдокия: повесть
Главные действующие лица произведения — одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией». Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятствовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.
Астафьев Виктор.Кража: повесть
Повесть «Кража» о судьбе ребят, в довоенное время по разным причинам оказавшихся в детском доме. И надо сказать, что им очень повезло с директором, Валерианом Ивановичем Репниным, бывшим белым офицером, ссыльным, конечно. К своему неожиданному назначению на эту должность Репнин отнесся не просто со всей ответственностью, он воспринял его как новое испытание в жизни, как саму жизнь, которую нужно пройти достойно, с офицерской честью. Оказалось, что он очень хорошо готов к нему, он понимает, как свою, душу «маленького человека, пережившего когда-то страшное потрясение, сделавшее его сиротой. Это потрясение осело в глубину, но не умерло и никогда не умрет. На самом дне души сироты, как затонувший корабль, всю жизнь лежит оно».
Астафьев Виктор. Фотография, на которой меня нет
В рассказе автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что учителя самоотверженно трудились, обучая юное поколение, жители деревни относились к ним с благоговением. Основными причинами такой популярности учителя представляются его вежливость, уважение к жителям, гуманность, активность, доброта, интеллигентность, коммуникабельность и искренность.
Астафьев Виктор. Людочка
Рассказ «Людочка» — это крик души, призыв писателя быть чуткими, неравнодушными к людям. Этот призыв в первую очередь обращен к учителям. Образ классного руководителя Людочки — учителя литературы, занятой только своими проблемами, — показывает, как формализм в работе педагога может способствовать гибели ребенка.
Железников Владимир. Чучело: повесть
Повесть Владимира Железникова о любви и предательстве, борьбе добра со злом. Тематически и по силе воздействия на читателей она близка рассказу Астафьева «Людочка». Читатель встречается с другой разновидностью душевной слепоты. В повести Железникова создан образ молодой учительницы, готовящейся к свадьбе, и потому, возможно, пропустившей назревание конфликта в классе. Автору удается отдельными деталями показать, что педагогу мало быть хорошим преподавателем. Гораздо важнее обладать даром человечности.
Горбачев Алексей. Сельская учительница:повесть
В центре повести — судьба молодой учительницы Валентины Петровны Майоровой. После окончания института Валентина была направлена в сельскую школу. Первый год работы, огорчения и радости, встреча с новыми людьми, с их разным отношением к жизни, упорство, непримиримость начинающего педагога — вот основа повести.
Быков Василь. Обелиск: повесть
В повести говорится о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Когда же началась война, он не покинул родные места, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе.
Учитель добровольно пошел на казнь вместе со своими учениками. Он мог бы остаться жить, но бросить ребят одних в последние часы, минуты их жизни Алесь Мороз не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.
Васильев Борис. Завтра была война: роман
В романе автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9Б класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались.
Кузнецова Агния. Земной поклон: повесть
Агния Александровна Кузнецова — известная советская писательница. Тема воспитания и становления молодого человека — ведущая в ее творчестве. Книга посвящена великому труду и нелёгкой судьбе учителя. Будни советской школы, занятия классного «кружка разведчиков» открывают ребятам окно в увлекательный мир прошлого, помогают воссоздать драматические события дооктябрьской поры.
Лиханов Альберт. Благие намерения: повесть
Главная героиня в повести — молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам?
Платонов Андрей. Песчаная учительница:рассказ
Героиня рассказа— «двадцатилетняя Мария Нарышкина», выпускница Астраханского педагогического института — попадает на работу в село Хошутово, расположенное среди песков, «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней».
Оказавшись в ситуации борьбы с враждебными силами природы, Мария пытается в скромных масштабах реализовать излюбленную платоновскую метафору превращения пустыни в сад: она сажает кустарник, который защищает село от песков.
Она долго думала, что же ей предпринять для спасения этого умирающего села. «И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю…»
Тендряков Владимир. Весенние перевертыши; Чудотворная; Шестьдесят свечей; Ночь после выпуска: повести
В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя математики Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася-в-кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь.
Главный герой повести «Чудотворная» — Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента начинаются злоключения мальчика. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.
«Шестьдесят свечей». Николай Степанович Еченев — учитель истории, всю жизнь проживший в одном и том же городе, который вырос на его глазах из деревеньки. Сорок лет он проработал в школе. И вот учителю — шестьдесят! Со всех уголков страны приходят телеграммы и письма от бывших учеников с поздравлениями и благодарностями. И только одно письмо — анонимное — от бывшего ученика с обещанием… убить. Шагая по улицам города, Еченев размышляет над тем, кто же мог написать это письмо и в чьих руках теперь его жизнь. Всплывают различные «кандидатуры», а вместе с ними — те эпизоды жизни, которые, казалось бы, давно позабыты.
В повести «Ночь после выпуска» в центре внимания В. Тендрякова оказываются проблемы воспитания, взаимоотношения в учительском и ученическом коллективах, личной ответственности человека не только за свои поступки, но и за поступки других людей.
Яковлев Юрий. Зимородок: повесть; Учитель: рассказ
В повести трое школьников узнают о подвиге бойца, который в Великую Отечественную войну взорвал мост на станции Река. Юные следопыты решили найти этого отважного героя. «Зимородок» — так звали этого хрупкого паренька, который добровольно пошел на расстрел, спасая людей. Бойцы партизанского отряда, где он воевал, считали его погибшим. Но бесстрашный Зимородок, награжденный посмертно, оказался жив. Ребята долго искали своего героя, не зная, что он живет рядом с ними. Им оказался Сергей Иванович Серегин, их учитель.
В рассказе «Учитель» говорится об уроках нравственности, которые преподает своим ученикам настоящий Учитель.
«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе… Но Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят».
Искандер Фазиль. Школьный вальс, или Энергия стыда:повесть.
Тринадцатый подвиг Геракла: рассказ.
«Школьный вальс, или Энергия стыда» представляет собой повествование о школьных годах мальчика. Многие страницы посвящены учительнице Александре Ивановне.
Основная тема произведения: противостояние личности тоталитаризму. В повести предметом рассмотрения становится стыд, стыд за предательство. Репрессированный человек (отец маленького героя повести) стыдится напоминать о себе письмами близким, чтоб лишний раз не травмировать их, мальчик стыдится своего бессилия, а, вырастая, подсознательно считает себя предателем по отношению к отцу, умершему на чужбине. Впрочем, он прощает себе с возрастом это предательство, поскольку нельзя всю жизнь жить с комплексом вины. Ф. Искандер оставляет «за кадром» вопрос: человека простить можно, а насколько реально простить власть, которая заставляет своих граждан умирать на чужбине, а ни в чем не повинных детей терзаться стыдом? (Козэль О. С.)
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» представлен еще один образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное». Это – учитель математики Харлампий Диогенович. Это был справедливый человек, который не потакал своим ученикам, и, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного». Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с юмором.
|