Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам познакомиться с новинками методической литературы.

Издания можно получить в методическом отделе.

На татарском языке:

Басып сайрар талы бар: күренекле татар язучысы, драматург, публицист һәм җәмәгать эшлеклесе Мәдинә Маликовага 85 яшь тулу уңаеннан методик – библиографик ярдәмлек/ Татарстан Республикасы Милли китапханәсе; төзүчесе Р.Р.Гаязова; мөхәррире И.Г.Һадиев. – Казан: Милли китап, 2019.- 30 б.

Ярдәмлек Мәдинә Маликованың әсәрләре, аның тормыш юлына һәм иҗатына багышланган  әдәбият белән эшләү өчен китапханәчеләргә  тәкъдим ителә. Җыентыкта әдәби кичә үрнәге, фикер алышу өчен материаллар, китапханәчегә киңәшләр һәм әдәбият исемлеге бирелә.

 

Кеше китә – җыры кала…: язучы, әдәбият галиме һәм тәнкыйтьче Мөхәммәт Мәһдиевнең (1930 – 1995) тууына 90 ел тулуга багышланган методик – библиографик ярдәмлек/ Татарстан Республикасы Милли китапханәсе; төзүчесе З.Ә.Җамалиева; мөхәррире И.Г.Һадиев. – Казан: Милли китап, 2019.- 32 б.

Ярдәмлек Мөхәммәт Мәһдиев әсәрләре, аның тормыш юлына һәм иҗатына багышланган  әдәбият белән эшләү өчен китапханәчеләргә  тәкъдим ителә. Бирелгән материалларны семинарлар, әдәби кичәләр, фикер алышулар һәм башка мәдәни чаралар үткәрүдә файдаланып була.

 

Туган җирем, туган телем, туган анам, сезне сөям, сезгә мәңге тугры калам: туган якны өйрәнүдә китапханәләр эшчәнлегенең төп юнәлешләре һәм формалары/ Татарстан Республикасы Милли китапханәсе; төзүчесе Р.Р.Гаязова; мөхәррире И.Г.Һадиев.- Казан: Милли китап, 2018. – 40 б. (Республика китапханәләрендә: эш тәҗрибәсеннән; I чыгарылыш)

Җыентык Республика үзәкләштерелгән китапханәләр системаларының еллык эш хисаплары нигезендә төзелгән. Күзәтү экология һәм хәрби – патриотик тәрбия темаларына бүленеп, фотолар белән тулыландырылып бирелә. Җыентык  китапханә сайтларында (виртуаль киңлекләрдә) урнаштырылган туган якны өйрәнү эшчәнлеген яктырта.

  

На русском языке:

Добровольцы в библиотеке – грани сотрудничества: методическое пособие / ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан»; составитель К.Б. Фатхеева; ответственный редактор И.Г.Хадиев. – Казань: Милли китап, 2019. – 116 с.

Издание освещает опыт работы общедоступных муниципальных библиотек (централизованных библиотечных систем) Республики Татарстан в Год добровольца. Отдельный раздел посвящен мероприятиям, организованным Национальной библиотекой Республики Татарстан.

Теоретическая часть представлена рекомендациями и регламентирующими документами по созданию волонтерского сообщества в библиотеке.

 

Продвижение чтения – новые формы работы библиотек: методическое пособие / ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан»; автор-составитель О.И.Зуева. – Казань: Милли китап, 2018. – 56 с.

Издание освещает теоретические и практические аспекты массовой работы библиотек, отражает современные формы и методы этого направления библиотечной деятельности, опыт организации массовых мероприятий как библиотеками Республики Татарстан, так и Российской Федерации.

Свет Ясной Поляны: Год Льва Толстого в Республике Татарстан (опыт работы централизованных библиотечных систем Республики Татарстан): сборник / ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан»; автор – составитель Г.А. Фатхутдинова; редактор И.Г.Хадиев. – Казань: Милли китап, 2019. – 78 с.

В пособии освещён опыт работы библиотек централизованных библиотечных систем Республики Татарстан (ЦБС РТ) в Год Льва Толстого в Республике Татарстан. Отдельный раздел посвящён мероприятиям, организованным и проведенным ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан». Пособие также включает краткий очерк жизни и творчества писателя в г. Казани.

Библиотека – мастерская семейного чтения   

Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию обзор литературы
в помощь организации семейного чтения в библиотеке.

                              Издания можно получить в методическом отделе.                                                                                                                                               

Шипилова, И. З. Библиотека семейного чтения: традиции и новации: пособие для специалистов и родителей / И. З. Шипилова. – М.: Либер-Дом, 2016. – 141 с.

В пособии характеризуется работа библиотеки семейного типа как центра по организации познавательной и досуговой деятельности всех членов семьи. Представлены различные профессиональные программы, раскрыт опыт их реализации. Дается характеристика традиционным и инновационным формам и методам, описываются маркетинговые стратегии их использования. Рассматривается информационная среда, которую формирует библиотека семейного чтения. Автор рассматривает истоки зарождения семейного чтения, говорит о роли библиотек в современном культурном пространстве, тенденциях развития библиотеки.

Широко представлен передовой опыт московской библиотеки им.      Н. Ф. Погодина в сфере организации творческих клубов и кружков, воспитания культуры семейных отношений. В приложении собраны методические разработки, которые могут найти себе применение в практике любой библиотеки, обслуживающей широкий круг читателей.

Кашкаров, А. П. Приобщение к чтению: инновации для родителей, инструментарий библиотекаря /А.П. Кашкаров. – М.: Либерея-бибинформ, 2012. – 96с.

На страницах книги рассматривается организация семейного чтения как метод дополнительного образования и воспитания ребенка – посредством его приобщения к чтению и мотивации личностного интереса. Автор поднимает проблемы «нечтения» детей, необходимости чтения вслух. В младшем возрасте у детей очень высока восприимчивость, он подражает всем: родителям, телевизионному действию, радиотрансляции, музыкальному исполнителю, рекламному ролику…  И все это откладывается в памяти ребенка. Поэтому важно занять место в детском сознании чтением, чтобы там поселились герои сказок из книг раньше, чем герои «мультиков». Методические рекомендации написаны понятным и практическим языком и побуждают читателя открыть глаза на своего ребенка.

Книга адресована широкому кругу читателей, родителям, библиотекарям, воспитателям, педагогам, и, конечно же, самим школьникам, которые почерпнут из нее много нового.

Кашкаров, А.П. Воспитатели чтения – библиотека, семья, школа: практическое пособие/ А.П Кашкаров, С.А. Глебова, Е.С. Филиппова. – М.: Либерея-бибинформ, 2012. – 160с.

Увлеченное чтение – это основополагающее умение, от которого во многом зависят и развитие интеллекта ребенка, и успешная учеба. Но как донести это взрослое знание до малыша, как помочь ему войти в волшебный мир книг и найти в этом мире друзей. Как привить любовь к чтению? Задача не из легких. Она усложняется еще тем, что современного ребенка с самых ранних пор окружают сильные визуальные впечатления и… влияние сверстников.

В данной книге в различных аспектах рассматривается современное образование и воспитание ребенка школьного возраста посредством его приобщения к чтению. В книге много полезных советов, адресованных любому воспитателю-педагогу.

Издание предназначено широкому кругу читателей: всем, кто имеет дело с воспитанием детей. При этом оно доступно восприятию самих школьников и представляет для них несомненный интерес.

Соколовская, Л.В. Материнское чтение: научно – практическое пособие / Л.В.  Соколовская. – М.: Либерея – Бибинформ, – 2007. – 80с.

 Материнское чтение – это социально – культурное явление. Автор дает свою концепцию материнского чтения, которое рассматривается как традиция российской семьи.

Автор пытается аргументировать проблемность современного состояния, обобщить и систематизировать единичные разрозненные материалы по вопросам теории, методики материнского чтения, определить его содержание как психолого – педагогического процесса. Следует признать, что роль женщины по-прежнему остается ведущей в формировании ребенка-читателя.

Чтение для ребенка имеет важное социальное значение: посредством чтения получает возможность самостоятельно усваивать знания и опыт человечества, совершенствовать собственное мышление, расширяет свою модель мира.

Семейное чтение в год семьи / Сост. Т.Д. Жукова. – М. Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320с.

Семейное чтение – важнейший инструмент, важнейший механизм воспитания доброго и умного гражданина страны. Книга поможет организовать семейный досуг вокруг чтения, общение, сотворчество разных поколений одной семьи. Здесь читатель найдет советы не только о том, что и как читать, но и как без принуждения, просто и «незаметно» научить малыша читать самостоятельно. Можно поиграть с детьми и их друзьями в литературные игры, разгадать несложные, но занимательные кроссворды, викторины, разгадать загадки, головоломки, почитать стихи. Как на материале литературных образов выработать в ребенке желание следовать примерам правды, чести, красоты, отвергать несправедливость, жестокость, нетерпимость, обсуждать ситуации на примере литературных произведений.

В книге дан список лучших произведений русской и мировой художественной литературы, рекомендованный для семейного чтения.

Сборник адресован родителям, библиотекарям и педагогам.

Родительское собрание по детскому чтению / Сост.    Т.Д. Жукова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 288 с.

В книге представлен целый комплекс информационно – методических материалов, разработанных лучшими российскими специалистами по чтению. В ней представлены: сценарий проведения общешкольного родительского собрания, рекомендательные списки и памятки для родителей, отражающие «золотую полку» и ядро современного книжного потока, сценарии конкурсов «Папа, мама, я – читающая семья», тесты и викторины по чтению и другие материалы.

Материалы сборника помогут найти эффективные механизмы вхождения в родительскую среду, чтобы родитель стал помощником и библиотекаря, и педагога в деле приобщения детей к книге и чтению.

Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч. 1.Чтение как творчество. Ч. 2. Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомировой. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1.). — Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

Пособие посвящено проблемам творческого чтения как основы нравственного воспитания и гражданского становления личности молодого человека.

Книга состоит из двух частей. В первой части — «Чтение как творчество» – собраны и систематизированы избранные авторские публикации, освещающие проблемы творческого чтения детей, отечественные традиции воспитания талантливого читателя на примере произведений, входящих в классику детской литературы.

Вторая часть — «Растим читателя-творца» — представляет собой сборник статей о творческом чтении детей, отражающий опыт работы российских библиотекарей, учителей, родителей.

В книге содержится практическое приложение «В копилку библиотекаря и методиста», где собраны тренинги, игры, тесты, конкурсы и другие методические формы, развивающие у детей навыки творческого чтения.

Книга предназначена педагогам, библиотекарям, воспитателям, родителям — всем, кто задумывается над вопросами воспитания доброго, честного, умного гражданина своей страны и мира.

Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь – справочник для библиотекарей/ И.И.Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.

Словарь – справочник предназначен библиотекарям для руководства детским чтением, творческого использования полученных знаний в непосредственном общении с детьми.

Пособие снабжено приложениями:

Бывало ли такое с тобой? (Тесты для детей и родителей);

Прояви свой талант… (Игры, конкурсы, задания);

Психолого-педагогический практикум: ситуации, задания для использования на семинарах и практических занятиях.

Пальгуева, Г.М. Чтение-дарение. Уроки «предчтения»: на лесенке у книжных полок / Г.М. Пальгуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011. – 224 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 3). – Приложение к журналу «Школьная библиотека»

Автор предлагает авторскую программу чтения для детей 9–12 лет «Встречи на лесенке у книжных полок», на которых делается попытка объединить: и технику чтения, и библиотечные методы работы с книгой, и в целом получить положительные эмоции, желание взять книгу и прочитать самостоятельно.

Такие «Встречи» прошли проверку практикой и получили прекрасные отзывы и детей, и педагогов.

Книга будет интересна воспитателям, педагогам начальной школы, библиотекарям и всем, кто занимается вопросами развивающего вдумчивого чтения.                                                                                                                           

                                                                                                                                                                              

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.