Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам познакомиться с новинками методической литературы.

Издания можно получить в методическом отделе.

 

Библиотека, в которой интересно: сборник проектов и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации в детских и школьных библиотеках [авт.-сост.:В.Б. Антипова, Т.Ю. Дрыжова]. – М.: Библиомир, 2017 – 318с.

Книга представляет собой коллекцию проектов и программ для реализации в библиотеках, обслуживающих детей. Разграничиваются понятия проекта в образовательной и библиотечной сферах. Уделено внимание сетевым проектам и веб-квестам.

Задача издания – помочь библиотекарю при разработке и реализации собственной программы или проекта.

Бородина, В. А. Словарь-справочник по чтению: практикум / В. А. Бородина, С. М. Бородин. – М.: РШБА, 2017. – 231 с. – (В помощь педагогу-библиотекарю; Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: прил. к журн. “Школьная библиотека”. Сер. 1; вып.5).

Данное издание представляет собой базовый свод знаний по чтению энциклопедического характера. Материалы словаря-справочника включают исследовательские, образовательные и практические ресурсы. Начинается он со словника – списка терминов по чтению и заканчивается перечнем наук и научных дисциплин, изучающих чтение. В каждом разделе (например, «Глоссарий по чтению», «Материалы конференций и трудов по чтению», «Концепции читателя и чтения» и др.) даются пояснения и задания.

Книга адресована педагогам-библиотекарям, а также специалистам, занимающимся вопросами «читателеведения».

Квашнина, Е.С. «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы: новые формы организации читательской деятельности / Е.С. Квашина. – М.: Библиомир, 2017. – 160с., 16 с. цв. кладки.

Автор книги предлагает новые книжные форматы по работе с детскими современными книгами. Рассматривается использование текстов новой природы: книги-панорамы, виммельбухи, комиксы, интерактивные, гибридные (QR, 3D)  книги, графические романы, а также создание электронных читательских дневников.

Особенность этой книги – в попытке соединить традиционные методы, приемы в работе педагога и библиотекаря и современные, легко применимые в любой школе или библиотеке, обновляющие образовательный процесс, ориентированные на детей «цифровой эры».

Опарина Н. П. Как сотворить интересный сценарий: рецепты для начинающих и продвинутых специалистов / Н. П. Опарина; [отв. ред. серии           О. Р. Бородин]. – Москва : Либер-Дом,  2017. – 127 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; № 162).

В учебно-методическом пособии систематизируется сценарная практика общедоступных библиотек. Рассмотрены теоретические подходы к созданию сценария, общие и специфические особенности драматургии библиотечных мероприятий. Даны рекомендации, позволяющие освоить технологию составления сценария библиотечного мероприятия на примере праздничных, зрелищных, конкурсно-игровых программ, литературно-музыкальных композиций.

В приложениях приведены опробованные образцы сценариев. Пособие поможет студентам и библиотекарям-практикам постичь основы сценарного творчества, что является важной составляющей их профессиональной деятельности.

Руководство для школьных библиотек в глобальном профессиональном сообществе [Текст] / под ред. Б.-А. Шульц-Джонс, Д. Оберг. – Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. – 304 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»: Серия 1; вып. 2).

В данной книге анализируются два международных документа «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» и «Руководство ИФЛА ЮНЕСКО для школьных библиотек»; опыт разработки и реализации национальных и региональных стандартов в Канаде, Польше и Испании; опыт по развитию школьных библиотек и реализации соответствующих стандартов в США, Португалии, Швеции, Австралии и Эфиопии; опыт разработки рекомендаций по педагогической деятельности школьных библиотекарей и требования к их профессиональной подготовке в США, Франции и Австралии.

Читатель в городе: город как учебник – город как мастерская – город как место для творчества [Текст]: коллективная монография / под ред. Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. – Москва: Библиомир, 2017.- 304 с.

Монография посвящена актуальной сегодня проблеме чтения, но её новизна в том, что акцент сделан на описании возможных читательских практик в условиях открытого образования.

Город как книга, которую пишут жители и как пространство для открытий. Авторы представили формы освоения музейного и городского пространства: квесты, игры, мотивирующие чтение, путеводители, дневники путешественника и читателя, исследовательские работы детей.

Книга адресована широкому кругу читателей: библиотекарям, музейным работникам, педагогам дополнительного образования, организаторам «детских программ», учителям.

Экологическое воспитание детей и подростков: партнёрство школ и библиотек [Текст]: научно-практические статьи, методические разработки / науч. ред. Г. В. Варганова; предисл. Т. Жуковой,       Г. В. Варгановой. – Москва: РШБА, 2017. – 312 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»: Серия 1; вып. 4).

В научно-практическом сборнике рассматриваются актуальные вопросы экологического просвещения и воспитания детей и подростков в образовательных организациях и библиотечно-информационных учреждениях.

Сборник адресован преподавателям образовательных организаций, педагогам-библиотекарям, руководителям детских подростковых экологических объединений и движений.

Библиотека – мастерская семейного чтения   

Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию обзор литературы в помощь организации семейного чтения в библиотеке.
Издания можно получить в методическом отделе.
                                   
                                                                                                            

Шипилова, И. З. Библиотека семейного чтения: традиции и новации: пособие для специалистов и родителей / И. З. Шипилова. – М.: Либер-Дом, 2016. – 141 с.

В пособии характеризуется работа библиотеки семейного типа как центра по организации познавательной и досуговой деятельности всех членов семьи. Представлены различные профессиональные программы, раскрыт опыт их реализации. Дается характеристика традиционным и инновационным формам и методам, описываются маркетинговые стратегии их использования. Рассматривается информационная среда, которую формирует библиотека семейного чтения. Автор рассматривает истоки зарождения семейного чтения, говорит о роли библиотек в современном культурном пространстве, тенденциях развития библиотеки.

Широко представлен передовой опыт московской библиотеки им.      Н. Ф. Погодина в сфере организации творческих клубов и кружков, воспитания культуры семейных отношений. В приложении собраны методические разработки, которые могут найти себе применение в практике любой библиотеки, обслуживающей широкий круг читателей.

Кашкаров, А. П. Приобщение к чтению: инновации для родителей, инструментарий библиотекаря /А.П. Кашкаров. – М.: Либерея-бибинформ, 2012. – 96с.

На страницах книги рассматривается организация семейного чтения как метод дополнительного образования и воспитания ребенка – посредством его приобщения к чтению и мотивации личностного интереса. Автор поднимает проблемы «нечтения» детей, необходимости чтения вслух. В младшем возрасте у детей очень высока восприимчивость, он подражает всем: родителям, телевизионному действию, радиотрансляции, музыкальному исполнителю, рекламному ролику…  И все это откладывается в памяти ребенка. Поэтому важно занять место в детском сознании чтением, чтобы там поселились герои сказок из книг раньше, чем герои «мультиков». Методические рекомендации написаны понятным и практическим языком и побуждают читателя открыть глаза на своего ребенка.

Книга адресована широкому кругу читателей, родителям, библиотекарям, воспитателям, педагогам, и, конечно же, самим школьникам, которые почерпнут из нее много нового.

Кашкаров, А.П. Воспитатели чтения – библиотека, семья, школа: практическое пособие/ А.П Кашкаров, С.А. Глебова, Е.С. Филиппова. – М.: Либерея-бибинформ, 2012. – 160с.

Увлеченное чтение – это основополагающее умение, от которого во многом зависят и развитие интеллекта ребенка, и успешная учеба. Но как донести это взрослое знание до малыша, как помочь ему войти в волшебный мир книг и найти в этом мире друзей. Как привить любовь к чтению? Задача не из легких. Она усложняется еще тем, что современного ребенка с самых ранних пор окружают сильные визуальные впечатления и… влияние сверстников.

В данной книге в различных аспектах рассматривается современное образование и воспитание ребенка школьного возраста посредством его приобщения к чтению. В книге много полезных советов, адресованных любому воспитателю-педагогу.

Издание предназначено широкому кругу читателей: всем, кто имеет дело с воспитанием детей. При этом оно доступно восприятию самих школьников и представляет для них несомненный интерес.

Соколовская, Л.В. Материнское чтение: научно – практическое пособие / Л.В.  Соколовская. – М.: Либерея – Бибинформ, – 2007. – 80с.

 Материнское чтение – это социально – культурное явление. Автор дает свою концепцию материнского чтения, которое рассматривается как традиция российской семьи.

Автор пытается аргументировать проблемность современного состояния, обобщить и систематизировать единичные разрозненные материалы по вопросам теории, методики материнского чтения, определить его содержание как психолого – педагогического процесса. Следует признать, что роль женщины по-прежнему остается ведущей в формировании ребенка-читателя.

Чтение для ребенка имеет важное социальное значение: посредством чтения получает возможность самостоятельно усваивать знания и опыт человечества, совершенствовать собственное мышление, расширяет свою модель мира.

Семейное чтение в год семьи / Сост. Т.Д. Жукова. – М. Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320с.

Семейное чтение – важнейший инструмент, важнейший механизм воспитания доброго и умного гражданина страны. Книга поможет организовать семейный досуг вокруг чтения, общение, сотворчество разных поколений одной семьи. Здесь читатель найдет советы не только о том, что и как читать, но и как без принуждения, просто и «незаметно» научить малыша читать самостоятельно. Можно поиграть с детьми и их друзьями в литературные игры, разгадать несложные, но занимательные кроссворды, викторины, разгадать загадки, головоломки, почитать стихи. Как на материале литературных образов выработать в ребенке желание следовать примерам правды, чести, красоты, отвергать несправедливость, жестокость, нетерпимость, обсуждать ситуации на примере литературных произведений.

В книге дан список лучших произведений русской и мировой художественной литературы, рекомендованный для семейного чтения.

Сборник адресован родителям, библиотекарям и педагогам.

Родительское собрание по детскому чтению / Сост.    Т.Д. Жукова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 288 с.

В книге представлен целый комплекс информационно – методических материалов, разработанных лучшими российскими специалистами по чтению. В ней представлены: сценарий проведения общешкольного родительского собрания, рекомендательные списки и памятки для родителей, отражающие «золотую полку» и ядро современного книжного потока, сценарии конкурсов «Папа, мама, я – читающая семья», тесты и викторины по чтению и другие материалы.

Материалы сборника помогут найти эффективные механизмы вхождения в родительскую среду, чтобы родитель стал помощником и библиотекаря, и педагога в деле приобщения детей к книге и чтению.

Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч. 1.Чтение как творчество. Ч. 2. Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомировой. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1.). — Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

Пособие посвящено проблемам творческого чтения как основы нравственного воспитания и гражданского становления личности молодого человека.

Книга состоит из двух частей. В первой части — «Чтение как творчество» – собраны и систематизированы избранные авторские публикации, освещающие проблемы творческого чтения детей, отечественные традиции воспитания талантливого читателя на примере произведений, входящих в классику детской литературы.

Вторая часть — «Растим читателя-творца» — представляет собой сборник статей о творческом чтении детей, отражающий опыт работы российских библиотекарей, учителей, родителей.

В книге содержится практическое приложение «В копилку библиотекаря и методиста», где собраны тренинги, игры, тесты, конкурсы и другие методические формы, развивающие у детей навыки творческого чтения.

Книга предназначена педагогам, библиотекарям, воспитателям, родителям — всем, кто задумывается над вопросами воспитания доброго, честного, умного гражданина своей страны и мира.

Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь – справочник для библиотекарей/ И.И.Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.

Словарь – справочник предназначен библиотекарям для руководства детским чтением, творческого использования полученных знаний в непосредственном общении с детьми.

Пособие снабжено приложениями:

Бывало ли такое с тобой? (Тесты для детей и родителей);

Прояви свой талант… (Игры, конкурсы, задания);

Психолого-педагогический практикум: ситуации, задания для использования на семинарах и практических занятиях.

Пальгуева, Г.М. Чтение-дарение. Уроки «предчтения»: на лесенке у книжных полок / Г.М. Пальгуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011. – 224 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 3). – Приложение к журналу «Школьная библиотека»

Автор предлагает авторскую программу чтения для детей 9–12 лет «Встречи на лесенке у книжных полок», на которых делается попытка объединить: и технику чтения, и библиотечные методы работы с книгой, и в целом получить положительные эмоции, желание взять книгу и прочитать самостоятельно.

Такие «Встречи» прошли проверку практикой и получили прекрасные отзывы и детей, и педагогов.

Книга будет интересна воспитателям, педагогам начальной школы, библиотекарям и всем, кто занимается вопросами развивающего вдумчивого чтения.