Челнинский кинематограф

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

В городах и сёлах Нижнего Прикамья искусство кино стало распространяться в первые десятилетия XX в. В 1910 году в Елабуге был открыт «электротеатр» – «Иллюзион».  В 1914 году в Чистополе действовали два частных кинематографа – Бесчастного и Токарева.

Незадолго до начала первой мировой войны и в Набережных Челнах был открыт кинематограф. Это произошло 26 января 1914 года. Предприятие это было частное и принадлежало крестьянину Мензелинской волости Алексею Васильевичу Аббакумову. Открывая кинематограф в Челнах, он надеялся не только поразить местных жителей диковинными зрелищами, но и получить прибыль. Однако коммерческие надежды оказались призрачными.  Как писал Алексей Аббакумов 21 июля 1915 года в I Раскладочное Присутствие, его предприятие «до сего дня окромя убытку ничего не приносило» и «если я еще не остановил дела, то в чаянии в будущем возвратить хотя бы часть понесенных мною убытков». Сказалось, в частности, то, что в условиях военного времени людям было не до развлечений. Тем не менее в памяти потомков имя А. В. Аббакумова может и должно сохраниться, как имя основателя в Челнах самого популярного ныне видов искусства.

Заботясь о повышении культурного уровня народа, губернское земство перед самой войной запланировало построить в каждом из шести уездов по одному народному дому. Эта акция осуществлялась земством в память великого русского писателя Л. Н. Толстого. Народные дома замышлялись как центры культурной жизни обширной территории и должны были включать в себя художественную галерею, библиотеку, общеобразовательные курсы для взрослого населения, кинематограф, народный театр, музей наглядных пособий. В Мензелинском уезде местом размещения такого народного дома были избраны Набережные Челны.

В начале 1914 года земство принято решение о строительстве в Набережных Челнах народного дома им. Л. Н. Толстого, где предполагалось разместить и кинематограф. В 1914 году земство было открыто финансирование проекта, началась заготовка строевого леса, закупка кирпича и камня. К непосредственному строительству объекта предполагалось приступить в 1915 году. Осуществлению замысла помешала начавшаяся Первая мировая война.

С 70-х гг. Набережные Челны заметно меняют свой облик, по мере роста населения один за другим появляются объекты культуры. В это время для челнинцев работали 3 кинотеатра.

Особую ноту в преображение городского облика внесли новые тенденции в организации сферы досуга. Небогатая по этой части инфраструктура 1970-80-х годов явно не удовлетворяла возросших потребностей населения, особенно молодежи. В конце 1990-х в городе ускоренными темпами стали реконструироваться типовые здания периода сооружения КамАЗа. Город начал обрастать клубными заведениями и кинотеатрами…

Начало челнинского кинематографа: [история кинотеатров]: рекомендательный библиографический указатель / авт.-сост. Р. Д. Салихова; ред. Галимзанова Л.Г. – Набережные Челны, 2016.

Слайд1
Слайд2
Слайд3
Слайд4
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Слайд8
Слайд9
Слайд10
Слайд11
Слайд12
Слайд13
Слайд14
Слайд15
Слайд16
Слайд17

1. «УЗНАЙ МЕНЯ» (1979)

Первый фильм, снятый в Челнах – музыкально-лирическая комедия «Узнай меня». Вышел в прокат в 1979 году и запомнился больше не сюжетом, а прозвучавшими в ленте песнями в исполнении группы «Аракс» и Татьяны Анциферовой. Героиня – молодая девушка, которая приезжает на комсомольскую стройку, чтобы найти земляка, в которого влюблена с детства. Этот земляк, директор завода, ее не узнает, и она обещает себе стать звездой стройки. Режиссер картины – Владимир Попков, он же снимал «Сердца трех». В картине занята настоящая мотороллерная бригада управления «Спецстроймонтаж», так как по сюжету Ольга устраивается кровельщицей именно в эту контору. Вместе с реальными работницами ездит на мотороллере прямо по крыше одного из корпусов завода, возит стройматериалы для кровли. По-своему уникальны кадры с видами давно изменившегося города: проспект 50 лет СССР, ныне Хасана Туфана, на котором еще нет знаменитой «тюбетейки», нарядная площадка «Гренады», где в фильме проходит ситцевый бал строителей, и все те же интерьеры ДК «Энергетик».

2. «КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ» (1980)

Кино с самым звездным составом о строящемся заводе – «Коней на переправе не меняют» 1980 года. Режиссер – Гавриил Егиазаров. В ролях –  Наталья Андрейченко, Армен Джигарханян, Леонид Марков, Галина Польских. Набережные Челны авторы фильма использовали как «декорации» к своей картине о неком Степном, где возводится завод. В основе фильма лежит производственный конфликт. Представитель министерства уверен, что, в первую очередь, нужно строить завод, а директор завода считает необходимым параллельно создавать инфраструктуру: дома, школы, больницы.

Спустя десять лет в городе почти одновременно начались съемки сразу трех художественных фильмов (1990-е года). На средства, взятые по беспроцентному кредиту под гарантию «КамАЗа», были сделаны фильмы «День любви», «Выкидыш», «Партийные бега, или Дребедень на мартовских сугробах».

3. «ВЫКИДЫШ» 

4. «ДЕНЬ ЛЮБВИ» 

5. «ПАРТИЙНЫЕ БЕГА, ИЛИ ДРЕБЕДЕНЬ НА МАРТОВСКИХ СУГРОБАХ» 

youtu.be/HIHrUCS0dxo

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.