Лауреаты Государственной премии им. Г.Тукая

2020 году обладателями Государственной премии имени Г.Тукая стали:

Хамидуллин Лирон Хайдарович — за книги «Дэрдменд», «Буранлы төндә» («В метельную ночь»), «Зарницы на горизонте»;
Но, как отмечают эксперты, основная заслуга Хамидуллина — это именно изучение наследия известного татарского золотопромышленника, мецената, поэта Закира Рамиева, который творил под псевдонимом Дэрдменд. К примеру, в 1990-е годы документальная повесть «Офыктагы рәшәләр» («Зарница на небосклоне»), посвященная последнему, была переведена на казахский язык.

Осокин Денис Сергеевич за сборник произведений «Огородные пугала с ноября по март» («Ноябрьдән мартка кадәр бакча карачкылары») 
Денис Осокин, мастер малых литературных форм, выпустил сборник «Огородные пугала с ноября по март», куда вошли все его главные вещи, включая киносценарии, благодаря которым имя казанского поэта и писателя стало широко известно далеко за пределами республики. 

Газиев Идрис Мударисович — певцу, педагогу. Артист оказался номинирован за сольные программы из произведений татарских композиторов и народных песен.

Салаватов Ренат Салаватович,Александров Юрий Исаакович, Герасименко Виктор ГригорьевичГатина Гульнора Рустамжоновна за постановку оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике».

https://www.business-gazeta.ru/article/466383

2019 год

В 2019 году Государственная премия имени Г.Тукая была присуждена:

Одним из лауреатов стал Надир Альмеев за серию графических работ, цикл «Колокола Хиросимы», иллюстрации к сборнику татарских поэтов Дердменда, Габдуллы Тукая, Сибгата Хакима, Кутуя и других, а также за серию пейзажей «Татарстан, Алтай».
За вклад в татарское фольклорное наследие, цикл литературно-музыкальных вечеров «Олы юл», сборники «Онытырга момкин тугел» и «Яшэу барыбер кызык», «Олы юл», «Борчылма» также отмечен Айдар Файзрахманов.
Обладателями премии стала и группа артистов театра Камала — Люция Бикчантаева (Хамитова), Радик Бариев, Искандер Хайруллин. Артисты отмечены за вклад в развитие театрального искусства и создание сценических образов в спектаклях «Гульджамал», «Жирэн чичэн белэн Карачэч сылу», «Кара чикмэн», «Три сестры», «Дон Жуан».
Талгат Галиуллин получил премию за роман-эссе «Созвездие Мухаммада Магдеева», книгу «Китек козге» и литературно-критическое издание «Мы — потомки страны Тартария».

https://tatarstan.ru/index.htm/news/1460377.htm

2018 год

Лауреаты Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая в 2018 г.

1. Каримов Камил Адгамович за книги «Карурманда кара песи: повестьлар һәм хикәяләр» (Казань, Татарское книжное издательство, 2015), «Игезәкләр йолдызлыгы: романнар» (Казань, Татарское книжное издательство, 2016).

Писатель, член Союза писателей РТ, лауреат литературной премии им.Ф.Хусни.
Каримов Камил Адгамович – многоплановой писатель, известный как детский писатель, писатель-сатирик и прозаик-романист. Один из самых ярких и самобытных авторов современности. Каждое его новое произведение вызывает большой интерес среди читателей. Издано около 15 книг, среди них: «Ундүрт яшьтә», «Бәхетле кеше», «Вәгъдә», «Үзеңне бел», «Ком сәгате», «Уен» и др.
В последние 25 лет творчество К.Каримова неразрывно связано с эстрадой. Он успешно выступает со сцены как писатель-сатирик, сатирические миниатюры исполняются артистами эстрады в концертах. Популярность пришла к К.Каримову и в качестве ведущего авторской телевизионной программы «Шаян сәхнә». На телевидении он сформировался как серьезный писатель юмористического и сатирического жанра.
Книга «Карурманда кара песи» адресована школьникам подросткового возраста. В нее вошли повести и рассказы, созданные автором в разные годы и прошедшие испытания временем. Рассказы, вошедшие в книгу, стали многократными победителями конкурсов разных лет. В них поднимаются взаимоотношения отцов и детей, вопросы добра и зла, человек раскрывается, как спаситель природы.
В его романах воспевается человек верный своим корням и традициям, умело высвечиваются проблемы современного общества. Роман «Игезәкләр йолдызлыгы» задуман автором как роман-фарс. Реальные события вытроены так, что главный герой, Вечный Мудрец, воспринимается как спаситель духовных ценностей. Автор призывает нас к благоразумию ради сохранения достижений национальных культур. Главными препятствиями на пути развития общества в романе являются двуличие, равнодушие, жадность и жестокость между людьми.

2. Кузнецов Михаил Иванович за серию работ «Белые холсты. Народы Поволжья» (33 работы).

Живописец, график, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, народный художник Республики Татарстан.
Кузнецов Михаил Иванович – член Союза художников России. Работал в качестве театрального художника, педагога в детских художественных школах. С 1976 года – участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных групповых и специальных художественных выствок. Произведения художника находятся в музеях, картинных галереях Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, в Японии, Англии, Германии, США, Израиля, Турции.
Серия «Белые холсты. Народы Поволжья», состоящая из восьми циклов, представляют обширную серию, посвященную духовной культуре народов Поволжья: татар (Татарские узоры, Мир Тукая, Татарская молитва), башкир (Башкирские просторы), русских (Русские песни), марийцев (Марийская земля), удмуртов (Удмуртские мотивы). Цикл «Радости жизни» о незыблемых основах жизнеустройства человека, о семейных нравственных ценностях, в которых праздник – центр единения людей.
В основе произведений – народное искусство, основанное на языческих знаках, его орнаментальные формы, символика языка образов, музыка, молитва. Художнику одинаково близки орнаментальный геометризм марийского народного искусства, тюркская лаконичность линии башкирского узора, восточная изысканность татарского орнамента, выразительность форм удмуртских образов. Чистота белых холстов становится главной составляющей в образах произведений художника. Работы объединяют народы, живущие рядом на одной общей земле.

3. Творческая группа Публичного акционерного общества «Таттелеком» (Шафигуллин Лутфулла Нурисламович и Закуанов Рустам Газизянович) за большой вклад в развитие культуры, возрождение духовности, сохранение национальных ценностей и исторического наследия народов, проживающих в Республике Татарстан.

Шафигуллин Лутфулла Нурисламович – генеральный директор Публичного акционерного общества «Таттелеком», депутат Государственного Совета Республики Татарстан, заслуженный экономист Республики Татарстан, заслуженный работник связи Республики Татарстан, заслуженный работник информатизации и связи Республики Татарстан.
Закуанов Рустам Газизянович – руководитель пресс-службы Публичного акционерного общества «Таттелеком», заслуженный работник сельского хозяйства Республики Татарстан, заслуженный работник культуры Республики Татарстан.
Творческая группа ПАО «Таттелеком» вносит достойный вклад в сохранение и развитие национальной культуры Республики Татарстан, в создание памятников историко-культурного наследия народов Татарстана.

В числе проектов Публичного акционерного общества «Таттелеком»:
– литературно-скульптурный парк, созданный в д.Новый Кырлай Арского муниципального района, посвященный 130-летию Г.Тукая;
– историко-культурный и ремесленный комплекс «Иске Казан музей-заповеднигы» в д.Камаево Высокогорского района, который выполнен на основе исторических эскизов периода Казанского ханства и объединяет святые места – объекты поклонения татарского населения – останки древних захоронений Старо-Казанского кладбища и родники – источники здоровья и долголетия;
– православные объекты – восстановление церкви Петра и Павла в д.Хотня Арского района, построенной в начале 19 века на средства известного землевладельца Петра Алексеевича Перцова;
– музеи и мемориальные комплексы, посвященные Шигабутдину Марджани, Туфану Миннуллину, генерал-лейтенанту Гани Сафиуллину, воину-связисту, прототипом которого является Герой Советского Союза Борис Кузнецов, матросу крейсера «Варяг» Сидору Александровичу и др.

Проекты Публичного акционерного общества «Таттелеком» выполнены на высоком профессиональном уровне, получили большое общественное признание, музейные комплексы пользуются популярностью среди татарстанцев, туристов и гостей республики.

https://mincult.tatarstan.ru/index.htm/news/1185086.htm

2017 год

Лауретами премии им. Г. Тукая в 2017 году стали Мадина Маликова, Харис Салихов и Розалина Шагеева.

Писатель Мадина Маликова получила премию за книгу «Арыш тәме: роман, повесть, хатирәләр» (Казань: ООО «Ихлас», 2014). 
Получая награду из рук Президента Татарстана, она сообщила, что ее первой книге исполнилось в этом году 50 лет. «Я посвятила всю свою жизнь литературному творчеству. Этот подарок я воспринимаю как знак большого уважения к татарской литературе и надеюсь, что статус татарского писателя всегда будет оставаться высоким», – сказала лауреат.

Харис Саликов удостоился награды за книги: «Светские и духовные мотивы в творчестве А.Пушкина, Г.Тукая и проблемы нравственного воспитания сегодня» (Казань: издательство «Идел-Пресс, 2008); «Религия и наука (основы мировых религиозных и светских культур)» (Казань: издательство «Идел-Пресс», 2012). 

Розалина Шагеева получила премию за книгу «Розы вечности: сборник статей на татарском и русском языках» (Казань: издательство «Заман», 2015 г.) о национальном культурном наследии Татарстана. Она поблагодарила руководство республики и общественность за высокое доверие. «Но дороже всех наград – Родина, родной язык, поэзия», – сказала она.

 

http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/v-tatarskom-akademicheskom-gosudarstvennom-teatre-opery-i-baleta-nagradili-laureatov-gosudarstvennoy-premii-imeni-g-tukaya/

2016 год

Байрамова Фаузия Аухадиевна – за книги: «Кырык сырт: романнар» (Казань, Татарское книжное издательство, 2005 г.), «Күчем хан: тарихи роман» (Казань, Татарское книжное издательство, 2011 г.). Выдвигает Союз писателей Республики Татарстан.
байрамоваБайрамова Фаузия Аухадиевна (тат. Фәүзия Аухади кызы Бәйрәмова; род. 5 декабря 1950 года в деревне Сабай Сабинского района Татарстана) — татарская писательница, видный общественный деятель, правозащитница, кандидат исторических наук (2006), председатель партии «Иттифак», известная деятельница татарского националистического  движения и политической оппозиции в Татарстане.
После окончания средней школы Фаузия Байрамова продолжила своё образование в Казани, сначала в театральной школе, потом на филологическом факультете Казанского государственного университета (1983—1989). Она начала свою профессиональную карьеру с работы на местной студии телевидения в Казани. Позже работала редактором в книжном издательстве.
В 1986 году, став состоявшимся писателем была принята в Союз писателей СССР. Её литературные произведения включают такие работы, как «Болын» («Луг», 1986), «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» («Путешествие в мир искусства», 1989), «Моң» («Мелодия», 1991), «Мəйдан татарларны кетə» («Площадь ждет татар», 1992), «Кара урман» («Чёрный лес», 1997), «Безне онытмагыз» («Не забывайте нас», 1998) и «Дəверлəр күчешендə» («На переходе веков», 1998). В 1994-98 годах она член президиума Союза писателей Татарстана.
Активной политической деятельностью занимается с 1989 г. Входила в инициативный центр Народного фронта Татарстана (1989), но вскоре вышла из него из-за политических разногласий. С 1989 г. участвовала в деятельности Татарского общественного центра (ТОЦ), стала одним из основателей «Иттифак» — первой некоммунистической партии в Татарстане. Главной целью партии «Иттифак» является достижение независимости Татарстана и установление демократической политической системы в республике. Во время первого конгресса партии Байрамова была выбрана её председателем и была повторно избрана на тот же пост на четвёртом конгрессе в 1997 году.
Издавала свою газету «Алтын Урда» («Золотая Орда») до её закрытия властями Татарстана. В 1990—1995 г. была народным депутатом Республики Татарстан.
В российских СМИ считается активным противником «российского колониализма» и обвиняется в благосклонном отношении к так называемой «освободительной миссии германского национал-социализма». Фаузия Байрамова многими считается лидером радикального крыла татарского национального движения (“бабушка татарского национализма”). В последние годы начала постепенно отходить от активной политической деятельности в связи с ухудшающимся здоровьем.
В 2010 году судом г. Набережные Челны она была признана виновной в разжигании межнациональной розни и осуждена на 1 год условно за распространение текста резолюции сессии милли меджлиса от 20 декабря 2008 года, на которой был утвержден состав “правительства Татарстана в изгнании”, и обращения “ко всем государствам мира и ООН” с просьбой признать государственный суверенитет Татарстана, “провозглашенный 30 августа 1990 года”.
В 2014 году была вновь признана виновной в разжигании ненависти (статья 282, ч.1) и осуждена на 1 год условно за публикацию в соцсетях записи “Звери и жертвы” и “Заявления милли меджлиса татарского народа по ситуации на Украине и в Крыму” 28 февраля.
Является постоянной участницей ежегодной политической акции «День памяти и скорби татарского народа» (тат. Хәтер көне), проводящейся в Казани в годовщину взятия столицы Казанского ханства войсками Ивана Грозного.
Автор более 30 художественных, публицистических, поэтических книг и сотен статей на татарском и русском языках. Автор книг: «Болын» (рус. «Луг», 1986),«Сəнгать дɵньясына сəяхəт» (рус. «Путешествие в мир искусства», 1989),«Моң» (рус. «Мелодия», 1991), «Мəйдан татарларны кетə» (рус. «Площадь ждет татар», 1992),«Кара урман» (рус. «Лес дремучий», 1997),«Безне онытмагыз» (рус. «Не забывайте нас», 1998),«Дəверлəр күчешендə» (рус. «На переходе веков», 1998),«Соңгы намаз» (рус. «Последний намаз», 2000),«Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» (2005),«Кучум хан» (2007), “Сахалин утравы һәм татарлар (2014), “Ана” (2015).

Халимов Борис Назметдинович (Айдар Халим) – за повести «Өч аяклы ат», «Кыйбла», «Казыктагы  тальян», роман «Татар вакыты» и за рассказы, вошедшие в книги «Кыйбла: хикәяләр, новеллалар» (Казань, Татарское книжное издательство, 2005 г.), «Татар моңы: хикәяләр, повесть, роман» (Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.). Выдвигает Общественная организация «Совет Старейшин – Шура Аксакалов г.Казани».
ХалимАйда́р Халим (башк. Айҙар Хәлим, тат. Айдар Хәлим (Хәлимов, Борис Нәҗметдин улы); род. 1942) — татарский и башкирский писатель, поэт, драматург. Член Союза Писателей СССР с 1976 года, председатель Милли Меджлиса Татарского Народа в 1997—2001 годах, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, кавалер международного ордена Белого Креста Рыцарей культуры и защиты жизни на Земле (Амстердам, Голландия).
Родился в 1942 г. в деревне Малые Каркалы Миякинского района Башкирской АССР. В семье было четверо детей. Отец, сельский учитель, в самом конце войны погиб за освобождение Словакии от фашистской оккупации. Мать умерла рано. В 1946 г. от голода умер средний брат Нияз. Будущий поэт в четырёхлетнем возрасте оказался в детском приюте. После школы, получив специальность в городе Октябрьском, работал помощником бурильщика в калмыцких степях. Служил в армии. Совмещая работу дворника и сторожа детсада комбината «Спартак», в 1968 году окончил очное отделение журналистики Казанского университета.
Будучи уже известным молодым поэтом, поехал на строительство Нижнекамского нефтехимкомбината. Работал инженером по технической информации. За защиту прав татарского народа в пределах его собственной автономии подвергался преследованиям, негласному надзору, а также запрещению в печати. Вскоре был уволен «по сокращению штатов», хотя как молодой специалист пользовался законодательным иммунитетом от всяких увольнений и сокращений. Работал плотником на строительстве комбината.
В 1971 году А. Халим возвратился в БАССР и переехал в г. Уфу, где работал журналистом в республиканской газете «Совет Башкортостаны», старшим инженером управления Урало-Сибирским магистральными нефтепроводами, помощником главного режиссёра по литературной части Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури.
В 1976 г. был принят в члены Союза писателей СССР. В 1985 г. окончил двухгодичные Высшие литературные курсы по жанру драматургии в г. Москве.
В 1991 г. по приглашению руководства и общественности А. Халим переехал в г. Набережные Челны и до 1995 г. возглавлял литературно- художественный и общественно-политический журнал «Аргамак».
Писать начал рано. Первое стихотворение напечатано, когда автору было 15 лет. Издал 15 книг (в 1989 году), вышедших на башкирском и русском языках в Уфе и Москве. На родном, татарском, ещё не вышло ни одной книги. Автор трех пьес, снятых со сцены по указанию властей сразу после премьеры. Публиковался в газетах «Правда», «Красная звезда», «Гудок», «Литературная Россия», в журналах «Дружба народов», «Урал», «Вожатый».
Публицистические очерки «Язык мой — друг мой…» (1988), «Книга печали» (1989) и «Боза-боза паспортны, арттырабыз башкортны…», фельетон «Гомеремнећ ун кљне, яки бер ќинаять эзеннђн» (1996); «Татар кануны» (1996 г.) посвящены национальной политике Советского государства и Российской Федерации в отношении татар.
Сборники стихов «Беренселәр» (на башкирском языке), «Ветер листьев», повести «Өч аяклы ат», «Казлар көткәндә», «Татар моңы» и др. (на татарском языке).
С восьмидесятых годов А. Халим становится известным и в драматургии. По его пьесам в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури был поставлен спектакль «Джанчишма» (1983 г.), а в Башкирском театре кукол — спектакль «Биктырыш» (1987 г.).

Источники:

http://gabdullatukay.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=1623&Itemid=76

https://ru.wikipedia.org/wiki/Айдар_Халим

https://ru.wikipedia.org/wiki/Байрамова,_Фаузия_Аухадиевна

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.