Кандидаты на Государственную премию им. Г.Тукая в 2016 году

Байрамова Фаузия Аухадиевна – за книги: «Кырык сырт: романнар» (Казань, Татарское книжное издательство, 2005 г.), «Күчем хан: тарихи роман» (Казань, Татарское книжное издательство, 2011 г.). Выдвигает Союз писателей Республики Татарстан.

байрамоваБайрамова Фаузия Аухадиевна (тат. Фәүзия Аухади кызы Бәйрәмова; род. 5 декабря 1950 года в деревне Сабай Сабинского района Татарстана) — татарская писательница, видный общественный деятель, правозащитница, кандидат исторических наук (2006), председатель партии «Иттифак», известная деятельница татарского националистического  движения и политической оппозиции в Татарстане.

После окончания средней школы Фаузия Байрамова продолжила своё образование в Казани, сначала в театральной школе, потом на филологическом факультете Казанского государственного университета (1983—1989). Она начала свою профессиональную карьеру с работы на местной студии телевидения в Казани. Позже работала редактором в книжном издательстве.

В 1986 году, став состоявшимся писателем была принята в Союз писателей СССР. Её литературные произведения включают такие работы, как «Болын» («Луг», 1986), «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» («Путешествие в мир искусства», 1989), «Моң» («Мелодия», 1991), «Мəйдан татарларны кетə» («Площадь ждет татар», 1992), «Кара урман» («Чёрный лес», 1997), «Безне онытмагыз» («Не забывайте нас», 1998) и «Дəверлəр күчешендə» («На переходе веков», 1998). В 1994-98 годах она член президиума Союза писателей Татарстана.

Активной политической деятельностью занимается с 1989 г. Входила в инициативный центр Народного фронта Татарстана (1989), но вскоре вышла из него из-за политических разногласий. С 1989 г. участвовала в деятельности Татарского общественного центра (ТОЦ), стала одним из основателей «Иттифак» — первой некоммунистической партии в Татарстане. Главной целью партии «Иттифак» является достижение независимости Татарстана и установление демократической политической системы в республике. Во время первого конгресса партии Байрамова была выбрана её председателем и была повторно избрана на тот же пост на четвёртом конгрессе в 1997 году.

Издавала свою газету «Алтын Урда» («Золотая Орда») до её закрытия властями Татарстана. В 1990—1995 г. была народным депутатом Республики Татарстан.

В российских СМИ считается активным противником «российского колониализма» и обвиняется в благосклонном отношении к так называемой «освободительной миссии германского национал-социализма». Фаузия Байрамова многими считается лидером радикального крыла татарского национального движения (“бабушка татарского национализма”). В последние годы начала постепенно отходить от активной политической деятельности в связи с ухудшающимся здоровьем.

В 2010 году судом г. Набережные Челны она была признана виновной в разжигании межнациональной розни и осуждена на 1 год условно за распространение текста резолюции сессии милли меджлиса от 20 декабря 2008 года, на которой был утвержден состав “правительства Татарстана в изгнании”, и обращения “ко всем государствам мира и ООН” с просьбой признать государственный суверенитет Татарстана, “провозглашенный 30 августа 1990 года”.

В 2014 году была вновь признана виновной в разжигании ненависти (статья 282, ч.1) и осуждена на 1 год условно за публикацию в соцсетях записи “Звери и жертвы” и “Заявления милли меджлиса татарского народа по ситуации на Украине и в Крыму” 28 февраля[8].

Является постоянной участницей ежегодной политической акции «День памяти и скорби татарского народа» (тат. Хәтер көне), проводящейся в Казани в годовщину взятия столицы Казанского ханства войсками Ивана Грозного.

Автор более 30 художественных, публицистических, поэтических книг и сотен статей на татарском и русском языках. Автор книг: «Болын» (рус. «Луг», 1986),«Сəнгать дɵньясына сəяхəт» (рус. «Путешествие в мир искусства», 1989),«Моң» (рус. «Мелодия», 1991), «Мəйдан татарларны кетə» (рус. «Площадь ждет татар», 1992),«Кара урман» (рус. «Лес дремучий», 1997),«Безне онытмагыз» (рус. «Не забывайте нас», 1998),«Дəверлəр күчешендə» (рус. «На переходе веков», 1998),«Соңгы намаз» (рус. «Последний намаз», 2000),«Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» (2005),«Кучум хан» (2007), “Сахалин утравы һәм татарлар (2014), “Ана” (2015).

 

Халимов Борис Назметдинович (Айдар Халим) – за повести «Өч аяклы ат», «Кыйбла», «Казыктагы  тальян», роман «Татар вакыты» и за рассказы, вошедшие в книги «Кыйбла: хикәяләр, новеллалар» (Казань, Татарское книжное издательство, 2005 г.), «Татар моңы: хикәяләр, повесть, роман» (Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.). Выдвигает Общественная организация «Совет Старейшин – Шура Аксакалов г.Казани».

ХалимАйда́р Халим (башк. Айҙар Хәлим, тат. Айдар Хәлим (Хәлимов, Борис Нәҗметдин улы); род. 1942) — татарский и башкирский писатель, поэт, драматург. Член Союза Писателей СССР с 1976 года, председатель Милли Меджлиса Татарского Народа в 1997—2001 годах, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, кавалер международного ордена Белого Креста Рыцарей культуры и защиты жизни на Земле (Амстердам, Голландия).

Родился в 1942 г. в деревне Малые Каркалы Миякинского района Башкирской АССР. В семье было четверо детей. Отец, сельский учитель, в самом конце войны погиб за освобождение Словакии от фашистской оккупации. Мать умерла рано. В 1946 г. от голода умер средний брат Нияз. Будущий поэт в четырёхлетнем возрасте оказался в детском приюте. После школы, получив специальность в городе Октябрьском, работал помощником бурильщика в калмыцких степях. Служил в армии. Совмещая работу дворника и сторожа детсада комбината «Спартак», в 1968 году окончил очное отделение журналистики Казанского университета.

Будучи уже известным молодым поэтом, поехал на строительство Нижнекамского нефтехимкомбината. Работал инженером по технической информации. За защиту прав татарского народа в пределах его собственной автономии подвергался преследованиям, негласному надзору, а также запрещению в печати. Вскоре был уволен «по сокращению штатов», хотя как молодой специалист пользовался законодательным иммунитетом от всяких увольнений и сокращений. Работал плотником на строительстве комбината.

В 1971 году А. Халим возвратился в БАССР и переехал в г. Уфу, где работал журналистом в республиканской газете «Совет Башкортостаны», старшим инженером управления Урало-Сибирским магистральными нефтепроводами, помощником главного режиссёра по литературной части Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури.

В 1976 г. был принят в члены Союза писателей СССР. В 1985 г. окончил двухгодичные Высшие литературные курсы по жанру драматургии в г. Москве.

В 1991 г. по приглашению руководства и общественности А. Халим переехал в г. Набережные Челны и до 1995 г. возглавлял литературно- художественный и общественно-политический журнал «Аргамак»

Писать начал рано. Первое стихотворение напечатано, когда автору было 15 лет. Издал 15 книг (в 1989 году), вышедших на башкирском и русском языках в Уфе и Москве. На родном, татарском, ещё не вышло ни одной книги. Автор трех пьес, снятых со сцены по указанию властей сразу после премьеры. Публиковался в газетах «Правда», «Красная звезда», «Гудок», «Литературная Россия», в журналах «Дружба народов», «Урал», «Вожатый».

Публицистические очерки «Язык мой — друг мой…» (1988), «Книга печали» (1989) и «Боза-боза паспортны, арттырабыз башкортны…», фельетон «Гомеремнећ ун кљне, яки бер ќинаять эзеннђн» (1996); «Татар кануны» (1996 г.) посвящены национальной политике Советского государства и Российской Федерации в отношении татар.

Сборники стихов «Беренселәр» (на башкирском языке), «Ветер листьев», повести «Өч аяклы ат», «Казлар көткәндә», «Татар моңы» и др. (на татарском языке).

С восьмидесятых годов А. Халим становится известным и в драматургии. По его пьесам в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури был поставлен спектакль «Джанчишма» (1983 г.), а в Башкирском театре кукол — спектакль «Биктырыш» (1987 г.).

 

Источники:

http://gabdullatukay.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=1623&Itemid=76

https://ru.wikipedia.org/wiki/Айдар_Халим

https://ru.wikipedia.org/wiki/Байрамова,_Фаузия_Аухадиевна